читайте также
Недавно к нам в компанию приезжал проектировщик из английской студии Participle и рассказывал о необычном подходе к изменениям социального порядка. Вместо того чтобы оказывать давление на правительство и лоббировать новые законы, Participle разрабатывает и внедряет в жизнь собственные решения, а затем способствует распространению самых удачных. Например, ее программа Circles помогает пожилым и людям с ограниченными возможностями налаживать связь с соседями, согласными оказывать им посильную помощь за умеренную плату или вовсе бесплатно. Вместе с муниципальными властями района Саутуорк южной части Лондона Participle запустила первую программу Circles в 2009 году и еще две — в 2010-м. Проект оказался удачным, и на него обратили внимание госучреждения: сейчас они разрабатывают девять новых программ Circles и планируют вывести их на национальный уровень.
Примерно в это же время мир с беспокойством наблюдал за последствиями бушевавшей в Японии стихии, которая лишила крова тысячи людей. Государственные и частные агентства предлагали нестандартные решения жилищной проблемы: от возведения в полях сборных домов до быстрого обустройства «деревень» в спорткомплексах. Эти проекты — и удавшиеся, и провальные — помогли понять принципы эффективного строительства временного жилья.
В обоих примерах речь идет об экспериментальных моделях для социальной сферы. Бизнес, построенный на инновациях, давно знает, что создание прототипов не только ускоряет поиск решений, но и привлекает инвестиции и внимание разных групп интересов.
В государственном секторе все иначе. Хотя многие политики отстаивают радикальные реформы, госучреждения ориентированы на стабильность, а не на перемены. Бюрократические процедуры заточены на тщательность и определенность. Чтобы проложить новую велосипедную дорожку, нужно получить одобрение сорока инстанций. Согласование может растянуться на годы и «съесть» огромные деньги. Так не проще ли — дешевле и быстрее — сделать эту дорожку и, если что-то будет не так, убрать ее?!
В век тотального дефицита общество не может позволить себе разбазаривать время и ресурсы. Как это ни парадоксально, тщательные проверки порой повышают риски проекта. Вероятно, несколько десятилетий назад, когда перемены были не столь стремительными, общество — более однородным, а политический климат — менее взрывоопасным, можно было действовать поэтапно: найти лучший нестандартный способ решения проблемы, проработать детали и с согласия всех заинтересованных сторон воплотить его в жизнь. Сегодня медлить нельзя: когда вы доберетесь до последнего этапа, окажется, что многочисленные инстанции исказили вашу идею, а прогресс шагнул далеко вперед.
Вот тут-то госсектору и стоит поучиться у нас, конструкторов и проектировщиков. Если мы разрабатываем новую стратегию, продукт или услугу, мы не пытаемся заинтересовать ими десятки организаций. Мы создаем опытные модели и тестируем их — сначала в компании, затем на клиентах и позже на небольших группах пользователей. Потом при необходимости мы корректируем эти модели и создаем новые. Иногда мы даже выводим небольшое количество нового продукта на рынок и смотрим на отклик.
Люди настороженно относятся к новым идеям, даже если заявляют, что готовы их принять. Как показывает исследование Дженнифер Мюллер из Школы бизнеса Уортон, в условиях неопределенности мы предпочитаем практичность креативности. Создание опытных моделей — быстрый и надежный способ преодолеть такой настрой. На суд общественности выносятся не абстрактные идеи, а конкретные результаты.
Конструкторы давно пользуются методом моделирования, а вот в социальной и государственной сферах к нему только присматриваются. Так не пора ли сделать на него серьезную ставку?