Где не воруют | Большие Идеи

・ Экономика

Где
не воруют

В трудные времена риск мошенничества в компаниях возрастает, да и потери обходятся дороже, так что тема актуальна как никогда.

Автор: Елена Евграфова

Где не воруют

читайте также

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Десять самых интересных статей HBR Россия в январе

Инициативами сверху бюрократию не победить

Гэри Хэмел

«Вы не справляетесь»: что делать, если вас незаслуженно критикует начальник

Мита Маллик

Всегда обидно слышать о российском воровстве как о национальной черте — мол, да, мы такие и ничего с этим не поделаешь. К счастью, нет научных подтверждений нашей патологической склонности к жульничеству, зато есть масса данных, доказывающих, что уровень мошенничества всегда зависит от качества управления: установленных правил игры, последовательности руководителей и справедливости системы. На это и надо смот­реть, если хочешь понять, почему у одних воруют, а у других нет.

Итак, первое условие — правила. Они бывают декларируемыми и реальными, но значение имеют только реальные. Что бы ни было зафиксировано в миссии компании, этическом и прочих кодексах, о чем бы ни писал генеральный в блоге или ежегодном послании, но если в компании принято воровать, брать откаты, манипулировать с отчетностью, переправлять заказы в карманные посреднические фирмы, то так оно и будет. А принято так, как допустило руководство. Имеет значение не только перечень того, что можно и чего нельзя, но и бизнес-процессы, сама траектория движения материальных ценностей и людей. Если система отлажена, то риски потерь резко снижаются вне зависимости от национальности работников, морального-этического климата в коллективе и успехов «управления по ценностям».

Второе условие — последовательность. Умные ректоры вузов, например, если хотят искоренить списывание, сначала предупреждают, что за списывание будут отчислять (артикулирование приоритетов), а потом отчисляют (неотвратимость наказания). Дело в том, что «по понятиям» списывать — это нормально и надо еще убедить студентов, что норма изменилась. В компаниях не списывают, но берут откаты, и это тоже «нормально». Изменить отношение к такому положению вещей можно тоже только «отчислением», лучше с позором и вне зависимости от званий и регалий виновного. И очень важно не распыляться: если руководство слишком пристально следит за тем, чтобы люди не звонили в рабочее время по личным делам и не расходовали слишком много карандашей, то, скорее всего, воровать будут вагонами.

Третье условие — справедливость. Люди не воруют, они восстанавливают справедливость. Представления о справедливости у всех разные. Например, если человек как раб на галерах, да за зарплату госчиновника, а бизнесмены гребут деньги лопатой, это справедливо или нет? Некоторым людям несправедливость мерещится повсюду — таких лучше вообще не подпускать к финансовым потокам. Во всех остальных случаях надо искать баланс. Ну и не заноситься, потому что если верхи злоупотреб­ляют, но от низов требуют образцовой порядочности, то это очень несправедливо. А подчиненные знают слабые места начальников.

Это общие подходы. Дальше нужен здравый смысл и менеджерское чутье, чтобы построить систему, в которой риски потерь от злоупотреблений будут стремиться к минимуму. В трудные времена риск мошенничества в компаниях возрастает, да и потери обходятся дороже, так что тема актуальна как никогда. Подробнее — в рубрике «Феномен».