Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами | Большие Идеи
Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами

Джастин Фокс
Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами

Гильдии купцов и ремесленников играли значительную роль в экономической жизни Европы в Средние века и до Промышленной революции. Часто их изображают в качестве полезных установлений, служивших прогрессу в обучении, торговле и повышении качества товаров и услуг. Но Шейла Огилви, профессор экономической истории Кембриджского университета, совершенно не согласна с такой концепцией.

В своей статье «Экономика гильдий» в осеннем номере The Journal of Economic Perspectives она пишет:

«Я понимаю исторические свидетельства так: через всю деятельность гильдий красной нитью проходит исключительно защита интересов ее членов. Были случаи, когда побочным эффектом была и некоторая польза для общественности. Но в целом те меры, которые принимали гильдии, заключались в защите и обогащении их членов за счет потребителей и сторонних ремесленников...»

Возможно, не стоит удивляться тому, что ученый, получивший степень магистра в Чикагском университете (а затем защитивший докторскую в Кембридже) истолковывает свидетельства именно таким образом. В конце концов именно чикагский профессор Милтон Фридман в своей книге «Капитализм и свобода», вышедшей в 1962 году, заявил, что «низвержение системы гильдий было первым и весьма необходимым шагом для расцвета свободы в Западном мире».

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Но Огилви в своей статье приводит весьма убедительные доказательство того, что от гильдий был один вред. Они ограничивали возможности обучения, боролись с новшествами и в целом всячески вставляли палки в колеса экономическому прогрессу. Трудно назвать совпадением тот факт, что самое большое количество экономичеких прорывов, приведших к началу Промышленной революции, совершилось в тех нидерландских поселениях, которые запретили гильдии, а также в новых английских городах, где их никогда не было.

Этот исторический анализ имеет прямое отношение к дню сегодняшнему. Хотя гильдии по большей части упразднены, подобные им организации процветают вовсю, и даже в такой свободной стране, как США. Еще в 1962 году Фридман отмечал «исторический регресс, все возрастающую тенденцию с помощью государственных лицензий ограничивать круг людей, которые могут заниматься определенным делом». Поскольку он хотел поставить вопрос ребром, знаменитый ученый приводил в пример регулирование деятельности врачей. Но он четко дал понять, что требования по лицензированию «сортировщиков яиц, дрессировщиков собак, борцов с вредителям и продавцов яхт, арбористов и колодцекопателей, кафелеукладчиков и картофеледелов» находят в его глазах еще меньше оправданий.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

В своем списке Фридман не дошел до автодилеров, которых во многих штатах защищают не только профессиональные лицензии, но еще и запрет на продажу машин напрямую от производителя к покупателю. Именно с этой ситуацией борется недавно пришедшая на рынок компания Tesla, увы, пока безуспешно. Однако великий экономист упоминает компании, объединяющие таксистов, чья власть, похоже, приходит к концу под напором Uber, Lyft и им подобных. В своем недавнем докладе на форуме Института Катона, посвященному экономическому возрождению, политолог из Университета Джона Хопкинса Стивен Телес говорит о группе компаний, которые (1) несколько защищены от нормальной конкуренции и (2) используют свое привилегированное положение для извлечения «ренты» (по сути, нечестно заработанного дохода) от остальных членов общества. В эту группу он включает подрядчиков-обладателей госзаказа, девелоперов, а также банки, которые государство считает слишком большими, чтобы дать им разориться.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Кофе вам (не) в помощь
Ирина Гусинская