Протекционизм и монополизм | Большие Идеи

・ Экономика

Протекционизм
и монополизм

Протекционизм в отношении местного производителя — совершенно нормальная мировая практика.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

100 самых эффективных генеральных директоров мира

Harvard Business Review

Межкультурные переговоры

Джеймс Себениус

Потребители готовы платить больше за меньшее

Чернев Александр

Плохой босс не дает вам проявить свой талант?

Альфредо Беренс

В условиях мирового кризиса даже США, которые гордятся своими принципами свободной конкуренции, начали вводить жесткое госрегулирование внутреннего рынка, фактически национализировав два крупнейших ипотечных агентства.

Протекционизм в отношении местного производителя — совершенно нормальная мировая практика. Она распространена и в США (иначе там ездили бы одни «ниссаны» и «тойоты» вместо гораздо менее надежных «крайслеров»), и в Европе, и в Азии. Основана она на законах и бизнес-практиках, на культурных и языковых отличиях.

Достаточно один раз столкнуться с противодействием американских госструктур, как сразу становится понятно, почему иностранцам бывает так тяжело «зайти» на рынок США. Лицензионные сделки с Microsoft, Oracle, Skype, Apple, Adobe и другими нашими американскими клиентами мы выиграли в неравной борьбе с более сильными противниками. При этом против нас шла нечестная игра, наши американские конкуренты просто говорили американским покупателям: «У русских софт весь ворованный!». Для юротдела крупной компании-покупателя это однозначно красный свет. Хотя это абсурд, и мы делаем свои продукты сами с нуля. Мы заключили несколько важных лицензионных сделок в США исключительно путем колоссального напряжения сил. При этом массу конкурсов мы проиграли местным компаниям потому, что там и близко не было честной рыночной конкуренции. Наш продукт и технически лучше, и дешевле, но американцы покупают неамериканский софт только в случае крайней необходимости. Часто наш продукт просто даже не тестировали.

Сами же американские производители софта чувствуют себя в России как дома. После того как начался кризис, наши наиболее дальновидные политики (например, В. Путин и С. Иванов) стали наконец нормально относиться к поддержке российского производителя. Но в целом чиновники часто лукавят, говоря, что протекционизм не должен мешать конкуренции в России. В ключевых отраслях экономики — например, нефти и газе — в России рынка нет и царит госкапитализм, который в условиях кризиса, очевидно, еще более усилится. Тут ни о какой конкуренции речи нет. А вот в российском автопроме есть реальная конкуренция, десятки мировых авто-производителей, и никто не доминирует, а АвтоВАЗ по мировым меркам не эффективен и не конкурентен. Но для АвтоВАЗа как раз протекционизм организован с объяснениями про его мнимую стратегичность, тогда как это просто бездарная трата денег российских налогоплательщиков на поддержание неэффективного производства. Получается все наоборот: там, где конкуренция нужна, поддерживают неэффективных, а там, где царит монополизм, о создании реальной конкуренции никто не говорит.

А что происходит в области софта и высоких технологий? Американский Microsoft занимает более 70% мирового рынка ОС и офисных приложений. Его неоднократно судили в разных странах и в разных штатах США по обвинению в монополизме. Американский Intel занимает более 75% мирового рынка процессоров для ПК. Американский Oracle — более 60% мирового рынка серверного софта для крупных предприятий. Американский Texas Instruments занимает более 65% мирового рынка процессоров для сотовых телефонов. Американский Adobe занимает более 90% мирового рынка софта анимации веб-сайтов. Американский Google занимает более 70% мирового рынка поиска в интернете. Все это монополисты в своих продуктовых нишах — и в мире, и в России.

Вы выпустите своего больного гриппом 10-летнего сына биться с 30-летним чемпионом мира по боксу? А именно так сегодня выглядит конкуренция между российскими и американскими производителями софта. Поэтому нас «мочат» как котят не только в США, но и у себя дома.

Наше родное государство этого не замечает. Посмотрите на гостендеры на софт в России с бюджетом более $10 миллионов — их выигрывают американские Microsoft, Oracle или Cisco со своими баснословными ценами. Почему? Потому что, во-первых, чиновника не уволят за то, что он купил IBM, и, во-вторых, на более дорогом американском продукте откаты выше. Чиновникам покупать русский софт непрестижно и персонально невыгодно.

Протекционизм для российских производителей софта в России — это создание, а не ослабление конкуренции. Потому что сейчас конкуренции просто нет. Есть диктат американских поставщиков ПO. Не лучше дело обстоит и в отдельных нишах. SPIRIT занимается интернет-телефонией и видео. И в нашей нише на ПК американские Microsoft, Skype, Google, Yahoo, AOL, ICQ и Webex занимают почти 100% мирового VoIP рынка. Я уже писал, как российский Mail.ru в 2008 году купил американский голосовой движок для своего IM Агент, даже не тестируя продукт SPIRIT. Но известная марка для Mail.ru оказалась важнее, чем более высокое качество нашего продукта и более низкая цена. А маркетинговые бюджеты американских лидеров рынка в сотни и тысячи раз превышают маркетинговые бюджеты российских инновационных компаний. Так и поддерживается монополизм американского производителя. Протекция нашего государства для российских производителей софта создаст конкуренцию, потому с монополией конкурировать практически невозможно.

Российские софтверные производители не просят у государства денег: мы способны заработать их сами, опираясь на наш интеллектуальный потенциал и умение создавать качественные продукты. SPIRIT уже более 15 лет продает на мировом рынке свой голосовой софт в 80 стран мира, выигрывая тендеры крупнейших мировых компаний, там, где рынок, и конкуренция есть. И не получая никакой поддержки от российского государства.

Нам нужна разумная поддержка, направленная не на финансирование неэффективных, а на развитие конкуренции и создание равных условий. Это двойная польза для России: деньги в кризис пойдут своему, а не американскому, производителю, и российский клиент получит решение, которое технически лучше, дешевле, с поддержкой на русском языке.

Однако у нас уже сам собой сложился рынок преференций для американских производителей, которые ежегодно рапортуют акционерам о повышении продаж в России на 100% в год. Российскому программному продукту пробиться на национальном рынке сейчас так же тяжело, как на американском. А ведь растущий монополизм американских софтверных компаний на нашем рынке означает рост зависимости от американского ПО. При этом президент Д. Медведев хорошо и правильно говорит про инновационную экономику. Но когда же последуют реальные действия?

Я не призываю всегда покупать только российское, и сам уже 20 лет езжу на высококлассных немецких автомобилях, а не на «жигулях», и менять этого не собираюсь, просто потому что «жигули» несравненно хуже «мерседесов» и «ауди». Но в тех секторах, где есть российский продукт, который и технически, и коммерчески не уступает американскому аналогу, государству необходимо поддержать его закупки. Пока же мы широким шагом движемся к потере независимости в области ПО. А это — прямая угроза технологической, информационной и экономической безопасности России. Постепенно мы можем потерять независимость и во всех остальных сферах, зависящих от ПО. Это нам еще аукнется в сложных политических ситуациях.

Эффективным способом поддержки отечественных разработчиков стала бы широкая государственная и бизнес-поддержка российских программных продуктов на национальном рынке. И государству, и бизнесу нужно наконец признать, что практика закупок и использования исключительно иностранного оборудования и софта порочна, и начать проводить политику отказа от нее и на государственном уровне, и на уровне бизнес-практик. Для российских инновационных компаний должен быть создан режим благоприятствования на внутреннем рынке и равные конкурентные условия. В таких условиях мы сможем доказать, что наш продукт и по качеству, и по стоимости выгоднее.

Российский бизнес в свою очередь должен всячески поддерживать и развивать эту практику, отдавая предпочтение российским поставщикам. Разумеется, если этот продукт не уступает западному.

Но пока нет четкого и ясного сигнала со стороны государства, а есть только брожение в умах, российские компании-заказчики продолжают покупать и ставить американские продукты, оказывая в условиях кризиса поддержку не российским компаниям, а американским.