Обращайтесь с сотрудниками как со взрослыми | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Обращайтесь с сотрудниками как
со взрослыми

Обращение с сотрудниками

Автор: Фьюреди Фрэнк

Обращайтесь с сотрудниками как со взрослыми

читайте также

Как оптимизм влияет на результаты и успех

Екатерина Тимохина

Социальное предпринимательство VS Предпринимательство в социальной сфере

Алексей Сиднев

Вне поколений: как перепридумать свою карьеру трижды

«Простите, как вас?»: что делать, если вы забыли имя собеседника

Ручика Тулшьян

Нельзя сказать, что люди в наше время стали глупее, однако с ними все чаще обращаются как с дураками. Политики, преподаватели и журналисты, видимо, всерьез полагают, что общество не любит разбираться в деталях и жаждет получать сверху готовые решения. В бизнесе также явственно прослеживается тенденция к поглупению, и виноваты в этом не только авторы книг, поясняющие принципы менеджмента иллюстрациями-притчами, но и сами менеджеры. Парадокс: широкомасштабное наступление инфантилизма не мешает экспертам развивать идею о том, что квалификация сотрудников и инфраструктура знаний — важнейшие источники интеллектуального капитала компаний.

В значительной мере поглупению организаций способствует всеобщее стремление избежать рисков. Менеджеры порой боятся принимать решения самостоятельно и, следуя нехитрому принципу, состоящему в том, что применять чужие эффективные методики гораздо безопаснее и спокойнее, чем разрабатывать свои, нанимают высокооплачиваемых консультантов. В программных системах жестко прописываются все сценарии взаимодействия с клиентами — не дай бог сотрудник по собственной инициативе скажет что-нибудь не то! Да, при такой схеме сотрудник не скажет ничего лишнего, но он не сможет сказать и того полезного, что, вероятно, убедило бы клиента совершить покупку. Нормативы, руководства и предписания заполоняют все сферы деятельности, избавляя человека от необходимости самостоятельно думать и учиться методом проб и ошибок. Между тем для того, чтобы компания успешно развивалась, сотрудники должны воспринимать свою работу как «езду в незнаемое», а важнейшее свойство такого путешествия — неопределенность.

Особенно неуютно чувствуют себя в условиях неопределенности представители кадровых служб. Многие из них действуют так, будто сотрудники компании — это дети, которых необходимо оберегать от неприятностей, связанных с отношениями в рабочем коллективе. Постоянно слыша призывы «вести себя подобающим образом», сотрудники начинают относиться к своим коллегам как к неким физически хрупким существам, нуждающимся в опеке и защите, а это вовсе не способствует укреплению взаимного уважения. Хуже того, сотрудники и сами себе начинают казаться чрезмерно хрупкими и уязвимыми. В подобной среде любое мало-мальски резкое высказывание или электронное послание вызывает враждебную реакцию («Это что, наезд?»). Увы, сотрудникам очень редко предоставляется возможность разобраться в их отношениях, как подобает действительно взрослым личностям. Слишком часто многие привычные атрибуты трудового процесса — споры, конфликты, соперничество и взаимное непонимание — становятся поводом для официальных расследований и последующих оргвыводов. Соответственно, сотрудники привыкают постоянно подвергать свою речь (а зачастую и мысли) самоцензуре. Они стремятся упростить высказывания, свести их к набору шаблонных формулировок: это уменьшает риск, что их неверно проинтерпретируют.

Правила и нормы, конечно же, нужны, а некоторые формы поведения, безусловно, недопустимы. Но ограничения нельзя доводить до абсурда. У сотрудников должна быть возможность самостоятельно принимать решения и улаживать возникающие в коллективе конфликты. Предсказуемость и единообразие — неподходящая база для инноваций и развития. А простые ответы на вопросы (особенно если они навязаны сверху) — редко бывают удачными.