«Ты за империю или за демократию?» | Большие Идеи

・ Феномены

«Ты за империю или
за демократию?»

Благодаря усилиям государственной пропаганды пафос спора о совместимости российской идентичности и западных ценностей смещен сегодня из сферы реальных проблем населения в область морали и «духовных скреп».

Автор: Анатолий Ермолин

«Ты за империю или за демократию?»

читайте также

Где взять нужные кадры, если на рынке их нет

Джейк Шварц,  Сет Харрис

Лидерство в новой эре борьбы с климатическими изменениями

Эндрю Уинстон

Три парадоксальных решения Джорджа Вашингтона

Ник Тэслер

Непростые решения

Дэвид Максфилд

Сегодня мне позвонила девушка-культуролог, работающая с детьми из военно-патриотического клуба, и попросила совет, как отвечать на вопросы детей про ситуацию в Крыму и вокруг Украины. Я призадумался: недавно мой собственный сын, которому сейчас 26 лет, поставил вопрос ребром: «Отец, ты за империю или за демократию?» Так что, консультируя коллегу, я одновременно отвечал и сыну, очарованному простыми решениями имперского мышления.

Мой ответ такой: в 26 лет я был за империю. И не просто был — я за нее убежденно воевал, бегая с автоматом по горячим точкам позднего СССР в течение десяти лет! У нас в «Вымпеле» в то время был даже такой тост: «За красный флаг над Белым домом!» И он мне очень нравился.

В 36 лет я был за демократию. Сегодня, в мои без малого пятьдесят, я просто… за Россию. И в этом нет никакого дешевого словесного выкрутаса — убежден, что вопрос выбора из двух «пакетных предложений» — между «родным Отечеством» и «либеральным Западом» — манипулятивный капкан. На самом деле оба «пакета» надо вскрыть, рассмотреть все опции по отдельности и выбрать наиболее подходящие для текущего момента!

Благодаря усилиям государственной пропаганды пафос спора о совместимости российской идентичности и западных ценностей смещен сегодня из сферы реальных проблем населения (занятость, уровень экономического развития, эффективность государственного менеджмента, качество жизни и т. д.) в область морали и «духовных скреп».

Смешные страшилки про «крестовый поход» на Россию разного рода кощунниц и садомитов в черных целях развращения русского народа вдруг перестали быть дурной шуткой и на полном серьезе выдаются в СМИ за ключевое содержание европейского образа жизни и главный «экспортный продукт» Запада. Сегодня даже разумные и зрелые люди, знающие про Европу и «креативный класс» не только из проповедей патриарха Кирилла, но и по реальному бизнесу, засомневались — может, и вправду за ширмой внешнего благополучия Европа прячет от нас «царство разврата и разложения»?

В том-то и дело, что не прячет. Научные, философские и социальные школы разных демократических стран, не боясь обвинений в клевете на собственные народы, выносят самые болезненные вопросы европейского развития в лоно общественных дискуссий. Большинство критических работ западных ученых против западных реалий пропитаны болью за те же самые западные ценности. Именно так мы услышали правду про угрозы «общества потребления», про темную сторону «культуры индивидуализма», про ментальные ловушки «поколения Игрек», про одиночество человека информационной эпохи и пугающий гей-индекс «креативного класса».

Западная интеллигенция бьет в колокола: если ничего не делать и пустить все на самотек, то можно докатиться до разложения личности и распада основ демократического общества. «Они катятся в ад!» — злорадно вторят западным ученым российские пропагандисты, выдавая объективную оценку потенциальных угроз за уже свершившиеся сценарии.

Чтобы объяснить думающим молодым россиянам, как обстоят дела на самом деле, я рекомендую вспомнить законы диалектики и особенно такой из них, как «единство и борьба противоположностей». Между реальными угрозами подавления личности, опробованных в тоталитарных системах, и потенциальными угрозами разложения личности в обществе потребления не надо выбирать одну из двух крайностей. Следует оставаться в зоне здравого смысла и уметь отличать «зерна» от «плевел».

Организационная эпоха, фундамент которой одновременно с индустриальной революцией был заложен именно на Западе, была совсем не глупа и оставила в наследство человечеству такие базовые ценности национального развития, как дисциплинированный труд, ответственность, организованность, уважение к старшим, соблюдение традиций, коллективизм, профессиональный промышленный менеджмент. Зачем спешить с этим расставаться?

Креативная эпоха выставила спрос на ценности индивидуализма и творческой самореализации тоже не случайно. Новая экономика зависит от инноваций, а те в свою очередь — от таланта и вдохновения. Особая тема — культурный бульон современного креативного кластера. Он варится по рецептам открытости, свободы, терпимости к чужеземцам и вообще к «другим». Самые креативные кластеры мира привлекают ЛГБТ-сообщества вовсе не потому, что все талантливые люди — сплошь геи и лесбиянки. Просто сексуальные меньшинства, как и другие люди, предпочитают жить в комфортной и безопасной для себя среде. Поэтому гей-индекс показывает вовсе не степень «садомизации» Запада, а степень его открытости, терпимости и способности эффективно конкурировать в эпоху острого креативного соперничества.

Кстати сказать, объехав 44 страны мира, я не видел такой агрессивной пропаганды секс-меньшинств, пусть и со знаком «минус», ни в одной стране мира. «Запад — это сплошная педерастия!» — кричат на каждом углу новые российские комиссары. Мне уже не смешно: я хорошо помню те времена, как на излете холодной войны в одной из стран далекого Магриба местный парень, узнав что я из России, долго морщил лоб и наконец вспомнил все самое главное про мой народ и наши культурные достижения: «Оh, yes! Vodka! Kalashnikov!»

Читайте по теме: