Пузырь соцсетей | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Пузырь соцсетей

В эпоху пузырей соцсети торгуют низкокачественными связями, из которых не выйдет прочных, полноценных отношений.

Автор: Умар Хак

Пузырь соцсетей

читайте также

Палач не нужен

Елена Евграфова

Как превзойти Apple или Google

Гэри Пизано

Скрытые возможности PowerPoint

Нэнси Дуарте

Пять правил эффективной работы из дома

Кэролин О'Хара

Наклюнулась у меня гипотеза: как мы ни ликуем по поводу соцсетей, а все же интернет больше разобщает нас, чем соединяет. Виртуальные отношения — слабые, искусственные. «Тощие» отношения.

В эпоху пузырей соцсети торгуют низкокачественными связями, из которых не выйдет прочных, полноценных отношений.

Инфляция отношений. С виду связей стало гораздо больше, но много ли среди них по-настоящему значимых? Денежная инфляция обесценивает монеты и купюры, инфляция, устроенная соцсетями, обесценивает отношения. Да и само понятие «дружбы» подешевело. Раньше друг был твоей надежнейшей опорой. Теперь это «френд» — фотками обменяться.

«Тощие» отношения — призрак, иллюзия настоящих. Настоящие отношения можно сравнить с взаимным фондом: я вкладываю в твое дело, ты — в мое. Родители, дети, супруги — все это вложения (измеряемые числом со многими нулями) времени, денег, знаний и внимания. А в соцсети «отношения» не настоящие, потому что о взаимных вложениях и речи не идет.

Так, капелька информации там, минута внимания сям.

Вот некоторые доводы в поддержку моей гипотезы.

Доверие. Если верить данным соцсетей, получается, количество друзей в мире умножилось стократно. И где же невероятный рост взаимного доверия? Нет и нет. Конечно, можно предположить, что требуется время, прежде чем эти новые отношения полностью проявят себя. Но так-то соцсети процветают уже не первый год, а общество сплоченнее не стало.

Новая власть. Если бы соцсети способствовали реальному экономическому росту, произошел бы эффект замещения. Они бы вытеснили прежних посредников, им бы принадлежал сегодняшний день. А они только на руку играют нынешней власти. Ваши любимые сети не заменили собой ни рекламные агентства, ни рекрутеров, ни брокеров, они еще и новых легион породили. Интернет не окоротил правительство, дав голос прежде бессловесным — напротив, он предоставил авторитарным государствам возможность ограничивать свободы, снизив расходы на слежку и подавление. Прямые связи — пока что мы этого не видим.

Читайте материал по теме: Во что превратился капитализм в XXI веке

Ненависть. Это уже пословица: «Интернет движим любовью». Но ведь и ненавистью тоже. Иррациональной, выплескивающейся на первого попавшегося человека, на любой предмет, который чем-то «не таков». Давно ли вы заглядывали в комментарии на сайте любой газеты? Глубокие лужи сплошь из яда и желчи. Современные «социальные» сети не для разумной беседы — это нынешний вариант «наехать и расстрелять».

Эксклюзивность. Ненависть в значительной мере питается гомофильностью: любовью исключительно к себе подобным. Люди сбиваются в стаи с одинаковым опереньем. И никто не пытается наладить контакт с другими стаями, то есть обрести самые ценные отношения. Иметь тысячу «френдов» среди любителей винтажного стекла значит не иметь ни единого друга. Это все то же хобби — одинокое и эгоистичное.

Ценность. Как говорится, спрос покажет. Если нынешние интернет-отношения представляют собой некую ценность, юзеры (или по крайней мере рекламодатели) не откажутся заплатить за такую привилегию. Но почти никто — да вообще никто — не хочет платить. Напротив, эти новые «отношения» стоят так дешево, компании пытаются монетизировать их принудительно, сомнительным с этической точки зрения способом. Именно потому, что в них ничего нет. Я могу размещать контент на десятках сайтов, толку-то. Такие «френды» — массовый товар, а не штучное, драгоценное изделие.

Читайте материал по теме: Экономика: настала ли пора менять парадигму?

Каковы последствия этой инфляции отношений? Современная «сеть» погибает от трех язв. Во-первых, неэффективно используется внимание: люди находят не то, что им нужно, а то, что нравится всем в сию минуту. Во-вторых, люди вкладываются в контент низкого содержания. «Касабланку» на ютюбе выкладывают не каждый день. В-третьих, и это самое скверное, интернет теряет изначальный потенциал творить добро. Мы утратили не только «Касабланку». Kiva — один из хрестоматийных примеров благого действия соцсетей, этот сайт с пользой позволяет распределять микрокредиты. Но теперь вместо «Касабланки» и Kiva мы имеем FarmVille: ради кого или чего? Выигрывают разве что одни рекламщики.

Подведем итоги. Что касается влияния на спрос, инфляционные отношения производят известный эффект «конкурса красоты»: все голосуют за того, за кого, как им кажется, голосуют все. В соцсетях люди сообщают то, что, как им кажется, ждут от них другие. Что же касается предложения, это больше похоже на конкурс зрительских симпатий: все бьются за немедленный, почти что физиологический эффект, никто не пытается сделать по-настоящему интересный номер.

А социальные сети — это не конкурс красоты или зрительских симпатий. Это искажение подлинных вещей и связей, карикатура на них. На их месте должны быть доверие, настоящие дружеские связи, община. Вот чего нам отчаянно недостает, сколько ни танцуй ритуальные танцы вокруг соцмедиа. Интернет обещал нам нечто большее — не раздуть количество связей, не добавляя ни глубины, ни звука, ни смысла, а радикально перестроить людей, общество, экономику и государство. Создать более плотные, сильные, осмысленные отношения. В этом — будущее соцсетей.

Читайте по теме: