В поисках идей: мартовский выпуск | Большие Идеи

・ Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
мартовский выпуск

Обзор свежих исследований в области менеджмента

В поисках идей: мартовский выпуск

читайте также

Как олимпийский чемпион научился справляться со стрессом

Сара Грин Кармайкл

Без практики нет стратегии

Марина Иванющенкова

Парус мотивации

Евгений Теруков

Холодные ноги, ясная голова

Станислав Шекшня

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ЛИДЕРЫ Еще одно преимущество директоров-женщин

Исследования показали, что присутствие женщин в совете директоров улучшает качество решений о приобретениях и инвестициях и снижает ненужные риски. Новое исследование указывает на скрытую причину этих результатов: женщины сбивают спесь с самоуверенных гендиректоров мужского пола.

Ученые собрали данные о 1629 компаниях США и их руководителях за период с 1998 по 2013 год. Чтобы отобрать чересчур самоуверенных лидеров, они проверили, не держал ли гендиректор опционы на акции в периоды, когда их выполнение принесло бы огромную прибыль: исследователи сочли, что отказ нажиться на высокой рыночной цене — следствие нереалистичной убежденности, будто та взлетит еще выше. Данные показали: если в совете директоров были женщины, то гендиректора­мужчины с меньшей вероятностью стремились к так называемым опционам «глубоко в деньгах» (кстати, на лидеров-женщин это не влияло). Причина в том, полагают ученые, что директора-женщины, не будучи для других членов совета «своим парнем», часто менее конформистски настроены и поэтому чаще возражают руководителю, нейтрализуя его апломб.

Затем исследователи обратили внимание на результаты работы компаний из выборки. В отраслях, где излишне самоуверенных руководителей было много (в том числе в фармацевтике, строительстве, программном обеспечении), присутствие в совете одной и более женщин приводило к менее агрессивным политикам инвестирования, более разумным решениям о покупке и улучшению финансовых результатов. Наконец, ученые подробно изучили показатели фирм из этой выборки во время финансового кризиса 2007—2009 годов. Оказалось, что фирмы с директорами-женщинами меньше других теряли в стоимости, доходе на капитал и возврате на акцию, потому что их гендиректора реже реализовывали агрессивные и рискованные стратегии. «Представленность женщин в совете директоров для ряда отраслей имеет особое значение», — заключают авторы, добавляя, что в периоды кризиса «фирмы, не имеющие (достаточно) женщин в совете, сильнее сбавляют обороты».

Об исследовании «Why Female Board Representation Matters: The Role of Female Directors in Reducing Male CEO Overconfidence», Jie Chen et al. («Journal of Empirical Finance», 2019)

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Стоять на своем или признать ошибку?

Вы приняли решение, а потом получили доказательства его ошибочности. Как не потерять лицо — идти до конца или сменить курс? Серия исследований показывает: все зависит от контекста. Человек, изменивший решение в связи с новой информацией, воспринимается как более разумный — но менее уверенный в себе, чем тот, кто упорствует.

Для начала ученые изучили поведение 84 предпринимателей, участвовавших в американском конкурсе бизнес-проектов. Услышав критику потенциальных инвесторов, лишь 20 из них изменили презентации (чем, кстати, повысили свои шансы на выход в финал почти в шесть раз относительно более упрямых конкурентов).

В рамках дополнительного эксперимента участникам предложили сыграть роль кадровика, оценивающего двух кандидатов по качеству выступления в дискуссии. Модератор представил факты, противоречащие позициям обоих кандидатов, после чего один из них скорректировал свое мнение. Те участники исследования, которым сказали, что они нанимают инженера (должность, где главным качеством считается ум), в подавляющем большинстве предпочли передумавшего кандидата. А вот участники, которые нанимали мотивационного спикера (должность, где ключевую роль играет уверенность), поддержали стойкого кандидата.

«Если вам надо выглядеть уверенно, менять решение не стоит, — пишут авторы исследований. — Но если важнее выглядеть умным, то, по нашим данным, не надо стоять на своем».

Об исследовании «The Self-Presentational Consequences of Upholding One’s Stance in Spite of the Evidence», Leslie K. John et al. («Organizational Behavior and Human Decision Processes», 2019)

ИННОВАЦИИ В защиту изобретателя-одиночки

Крупный массив исследований позволил заключить, что прорывные инновации чаще создаются командой, нежели одиночкой; ряд ученых даже поспешили объявить, что в данной сфере один в поле не воин. Новое исследование предлагает детально разобраться вот в чем: зависит ли эффективность групповой и индивидуальной работы инноваторов от того, можно ли ее разбить на отдельные задания.

Ученые изучили более 1,8 млн выданных в США в 1985—2009 гг. патентов и разделили их на две группы по классификации патентного ведомства: патенты на изобретение (касаются использования, функций) и патенты на промышленный образец. Проанализировав самые успешные (по числу ссылок) патенты второй группы, исследователи выяснили, что одиночки создавали прорывные инновации ничуть не реже команд. Все дело в том, утверждают авторы, что такие изобретения обычно отличаются целостностью замысла: труд над ними тяжело разделить, поэтому командная работа тут приносит не выгоду, а только координационные издержки.

Что касается функциональных патентов, то, как выяснили ученые, одиночки здесь совершают прорыв на 17% реже. Впрочем, не всегда. Поскольку патентная документация тщательно структурирована (у каждого аспекта изобретения и даже его вариантов указан субъект и номер), можно подсчитать число участков работ для всех инноваций. Оказалось, что команды обходят одиночек в создании многомодульных изобретений, а по более целостным существенной разницы нет. Дальнейший анализ показал: одиночки показывали хороший результат только при наличии богатой истории сотрудничества — по-видимому, такой опыт служил для них обучающей платформой, на которую можно было опереться при самостоятельной работе.

«Соотнесение структуры инновационного задания (создание модульной или целостной системы) со структурой работы (командная или автономная) — важнейшее решение, существенно влияющее на вероятность прорыва, — пишут авторы. — Руководители могут избежать (или хотя бы минимизировать) проблем с координацией, четко соотнеся структуру изобретения с составом исполнителей».

Об исследовании «Revisiting the Role of Collaboration in Creating Breakthrough Inventions», Tian Heong Chan, Jürgen Mihm, Manuel Sosa («Manufacturing & Service Operations Management», готовится к выходу)