читайте также
От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.
ЛИДЕРЫ Еще одно преимущество директоров-женщин
Исследования показали, что присутствие женщин в совете директоров улучшает качество решений о приобретениях и инвестициях и снижает ненужные риски. Новое исследование указывает на скрытую причину этих результатов: женщины сбивают спесь с самоуверенных гендиректоров мужского пола.
Ученые собрали данные о 1629 компаниях США и их руководителях за период с 1998 по 2013 год. Чтобы отобрать чересчур самоуверенных лидеров, они проверили, не держал ли гендиректор опционы на акции в периоды, когда их выполнение принесло бы огромную прибыль: исследователи сочли, что отказ нажиться на высокой рыночной цене — следствие нереалистичной убежденности, будто та взлетит еще выше. Данные показали: если в совете директоров были женщины, то гендиректорамужчины с меньшей вероятностью стремились к так называемым опционам «глубоко в деньгах» (кстати, на лидеров-женщин это не влияло). Причина в том, полагают ученые, что директора-женщины, не будучи для других членов совета «своим парнем», часто менее конформистски настроены и поэтому чаще возражают руководителю, нейтрализуя его апломб.
Затем исследователи обратили внимание на результаты работы компаний из выборки. В отраслях, где излишне самоуверенных руководителей было много (в том числе в фармацевтике, строительстве, программном обеспечении), присутствие в совете одной и более женщин приводило к менее агрессивным политикам инвестирования, более разумным решениям о покупке и улучшению финансовых результатов. Наконец, ученые подробно изучили показатели фирм из этой выборки во время финансового кризиса 2007—2009 годов. Оказалось, что фирмы с директорами-женщинами меньше других теряли в стоимости, доходе на капитал и возврате на акцию, потому что их гендиректора реже реализовывали агрессивные и рискованные стратегии. «Представленность женщин в совете директоров для ряда отраслей имеет особое значение», — заключают авторы, добавляя, что в периоды кризиса «фирмы, не имеющие (достаточно) женщин в совете, сильнее сбавляют обороты».
Об исследовании «Why Female Board Representation Matters: The Role of Female Directors in Reducing Male CEO Overconfidence», Jie Chen et al. («Journal of Empirical Finance», 2019)
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Стоять на своем или признать ошибку?
Вы приняли решение, а потом получили доказательства его ошибочности. Как не потерять лицо — идти до конца или сменить курс? Серия исследований показывает: все зависит от контекста. Человек, изменивший решение в связи с новой информацией, воспринимается как более разумный — но менее уверенный в себе, чем тот, кто упорствует.
Для начала ученые изучили поведение 84 предпринимателей, участвовавших в американском конкурсе бизнес-проектов. Услышав критику потенциальных инвесторов, лишь 20 из них изменили презентации (чем, кстати, повысили свои шансы на выход в финал почти в шесть раз относительно более упрямых конкурентов).
В рамках дополнительного эксперимента участникам предложили сыграть роль кадровика, оценивающего двух кандидатов по качеству выступления в дискуссии. Модератор представил факты, противоречащие позициям обоих кандидатов, после чего один из них скорректировал свое мнение. Те участники исследования, которым сказали, что они нанимают инженера (должность, где главным качеством считается ум), в подавляющем большинстве предпочли передумавшего кандидата. А вот участники, которые нанимали мотивационного спикера (должность, где ключевую роль играет уверенность), поддержали стойкого кандидата.
«Если вам надо выглядеть уверенно, менять решение не стоит, — пишут авторы исследований. — Но если важнее выглядеть умным, то, по нашим данным, не надо стоять на своем».
Об исследовании «The Self-Presentational Consequences of Upholding One’s Stance in Spite of the Evidence», Leslie K. John et al. («Organizational Behavior and Human Decision Processes», 2019)
ИННОВАЦИИ В защиту изобретателя-одиночки
Крупный массив исследований позволил заключить, что прорывные инновации чаще создаются командой, нежели одиночкой; ряд ученых даже поспешили объявить, что в данной сфере один в поле не воин. Новое исследование предлагает детально разобраться вот в чем: зависит ли эффективность групповой и индивидуальной работы инноваторов от того, можно ли ее разбить на отдельные задания.
Ученые изучили более 1,8 млн выданных в США в 1985—2009 гг. патентов и разделили их на две группы по классификации патентного ведомства: патенты на изобретение (касаются использования, функций) и патенты на промышленный образец. Проанализировав самые успешные (по числу ссылок) патенты второй группы, исследователи выяснили, что одиночки создавали прорывные инновации ничуть не реже команд. Все дело в том, утверждают авторы, что такие изобретения обычно отличаются целостностью замысла: труд над ними тяжело разделить, поэтому командная работа тут приносит не выгоду, а только координационные издержки.
Что касается функциональных патентов, то, как выяснили ученые, одиночки здесь совершают прорыв на 17% реже. Впрочем, не всегда. Поскольку патентная документация тщательно структурирована (у каждого аспекта изобретения и даже его вариантов указан субъект и номер), можно подсчитать число участков работ для всех инноваций. Оказалось, что команды обходят одиночек в создании многомодульных изобретений, а по более целостным существенной разницы нет. Дальнейший анализ показал: одиночки показывали хороший результат только при наличии богатой истории сотрудничества — по-видимому, такой опыт служил для них обучающей платформой, на которую можно было опереться при самостоятельной работе.
«Соотнесение структуры инновационного задания (создание модульной или целостной системы) со структурой работы (командная или автономная) — важнейшее решение, существенно влияющее на вероятность прорыва, — пишут авторы. — Руководители могут избежать (или хотя бы минимизировать) проблем с координацией, четко соотнеся структуру изобретения с составом исполнителей».
Об исследовании «Revisiting the Role of Collaboration in Creating Breakthrough Inventions», Tian Heong Chan, Jürgen Mihm, Manuel Sosa («Manufacturing & Service Operations Management», готовится к выходу)