Что мешает Китаю заниматься подрывными инновациями | Большие Идеи

・ Инновации

Что мешает Китаю заниматься
подрывными инновациями

Китайская модель управления совмещает стратегию с жесткой дисциплиной — этот подход помог стране добиться успеха в промышленности. Но сможет ли это обеспечить лидерство в наукоемких секторах, где успех зависит от скорости экспериментов и креативности?

Автор: Егор Переверзев

Что мешает Китаю заниматься подрывными инновациями
Фото: Rikku Sama / Unsplash

читайте также

Женщины на стеклянной скале

Бранскомб Найла,  Брукмюллер Сюзан

Почему так важен чернорабочий опыт

Саймон Вонг

Как прикрывать своих людей

Роберт Саттон

Как слушать, чтобы влиять

Джон Уллмен,  Марк Гулстон

В 2017 году я вел серию лекций по переговорам в Фуданьском университете в Шанхае. На одном из таких занятий мой студент, работавший руководителем местного офиса компании по производству сельхозтехники John Deere, поделился опасениями, связанными с программой «Made in China 2025», которая стартовала двумя годами ранее.

В 2015 году премьер-министр КНР Ли Кэцян возглавил разработку этой стратегии, нацеленной на модернизацию промышленного потенциала страны в 10 стратегических секторах экономики. Эта программа, в том числе, затрагивает передовые информационные технологии, автоматизированные станки, робототехнику, аэрокосмическое и авиационное оборудование, энергосбережение и медицину.

Ее идея была простой, реализация — невероятно сложной: превратить Китай из «мировой фабрики ширпотреба» в высокотехнологичного лидера по аналогии с немецкой концепцией «Индустрия 4.0», разработанной группой немецких инженеров и индустриальных лидеров.

Американский директор переживал не зря: в 2012 году John Deere построила завод в Тяньцзине — крупном портовом городе недалеко от Пекина. Общая сумма инвестиций тогда составила свыше $60 млн. Но программа Ли Кэцяна также предполагала, что в стране на протяжении 10 лет будут планомерно снижать и долю различной техники иностранного производства, включая большие тракторы. Логично, что Китай не остановился на одних лишь квотах или формальных требованиях к технологическому трансферу. Было понятно и то, что США в ответ развяжет торговые войны и начнет лоббировать в Конгрессе протекционистские меры. За пределами Соединенных Штатов идею китайского правительства — импортозаместить сложное оборудование — подвергли критике в странах ЕС, годами зарабатывающих именно на сложных технологиях.

Еще один связанный с трудовой этикой вопрос — насколько молодое поколение будет готово повторять героический труд своих родителей?

И смогут ли они сохранить интерес к сложным видам деятельности, когда сопоставимые деньги можно заработать, например, на доставке? В Китае этот процесс уже называют «трансформацией пчел в муравьев».

На протяжении десятилетий многие образованные китайцы уезжали за границу в поисках лучшей жизни. Сегодня они возвращаются обратно, так как Китай создал для этого беспрецедентные условия: он предоставляет налоговые льготы, землю, оборудование в лизинг и даже дома в элитных поселках для особенно ценных специалистов. Например, один мой знакомый китаец вернулся из США и создал компанию, связанную с биотехнологиями. Проект так и не взлетел, зато дом, который он получил в соседнем с Шанхаем городе — Сучжоу, кратно вырос в цене. Тяга компартии к инновациям, свобода от сложившихся внутренних иерархий и обширные международные связи ускоряют интеграцию мировых практик в локальные традиции.

Основатели таких компаний, как Baidu, Geely, а также создатель шанхайского завода по производству полупроводников, компании SMIC, Ричард Чан — все эти люди в определенный момент вернулись на родину с огромным опытом работы в западных университетах и компаниях. Возвращающихся в Китай специалистов внутри страны называют «морскими черепахами».

Когда Ричард Чан, верующий христианин, настоял в качестве условия на строительстве церкви на территории завода, атеисты в правительстве Шанхая взяли под козырек и храм был возведен.

Особенности мышления

Китайским предпринимателям хватает напора, драйва и здоровой доли авантюризма. Но есть и важное отличие от их западных коллег — китайские владельцы бизнеса с легкостью жертвуют долей в компании ради результата. К моменту выхода на IPO в 2014 году Джек Ма владел всего лишь 7,8% акций компании — остальное он раздал партнерам и инвесторам. Правда, он также смог сохранить контроль над финансовой системой Alipay, которая и сегодня обеспечивает большую часть транзакций китайского рынка онлайн-торговли.

В Китае существует поговорка, которая примерно переводится так: «Лучше самому открыть магазин, чем работать на дядю». Это означает, что большинство китайцев на самом деле мечтают трудиться на себя. И развитию предпринимательства сильно способствуют промышленные кластеры, которые помогают быстро и дешево организовать собственное производство, привлечь финансирование при наличии рынка сбыта.

Именно в таких тесно переплетенных экосистемах, которые поддерживает и развивает компартия, стартапы могут «выстрелить» на всю страну, а крупные корпорации — гибко масштабировать свои проекты.

Я провел в таких кластерах более 10 лет и могу сказать, что в этой системе есть и недостаток — она с большим трудом решается создавать инновационные продукты, спрос на которые еще не очевиден. Отсюда и проблемы в импортозамещении уникальных медпрепаратов — кластеру проще производить миллионы тонн различных компонентов для существующих фармацевтических средств, чем тратить миллиарды на дорогую разработку без гарантированного результата.

Успех же в IT-отраслях и на технологических производствах обусловлен гибким освоением технологий. Китайский менеджмент умеет учиться за пределами КНР и перенимать передовой опыт через совместные предприятия, покупку зарубежных компаний или R&D-центров. Существует даже шуточное слово — «Шяомификация» — оно происходит от бренда Xiaomi, который славится своей способностью с головокружительной быстротой качественно копировать технологии и производить дешевле. И хотя прямое копирование у конкурентов несомненно ускорило развитие страны, последнее слово остается не за этим, а за умной локализацией и дальнейшей адаптацией к местным реалиям.

Куда приведет Китай его стратегия «Made in China 2025» и более дальние амбиции к 2049 году — вопрос открытый. 2049 год символически важен для Китая, поскольку к столетию основания КНР страна стремится продемонстрировать миру значительные достижения в социалистическом строительстве и трансформации общества. Но ясно, что управленческие практики, ориентированные на высокий темп, технократию, глобализацию кадров, предпринимательскую кооперацию и быстрое внедрение технологий, могут взрывным образом менять отрасли и формировать будущее целых регионов.

Любопытно, что и американская John Deere в итоге нашла выход из положения: компания поглотила китайского производителя легких тракторов, глубоко локализовала производство и к 2023 году продала в Азии сельхозтехники на $5 млрд. Если учесть, что 7% мировой пашни в Китае кормят почти 20% населения планеты — это еще далеко не предел.