Амазонки от дизайн-мышления | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Амазонки
от дизайн-мышления

«Инновация» — это то, что помогает людям решать их повседневные, самые разные задачи, даже если они об этом и не задумываются…

Автор: Екатерина Храмкова

читайте также

Сможет ли HBO обогнать конкурентов?

Уолтер Фрек

Основатель компании ABBYY о своей неудаче на ниве инноваций

Ян Давид

Время сервисов

Павлов Сергей

Михаил Угрюмов. Болезни мозга: как спасти нейроны

Анна Натитник

Все началось с «Кода да Винчи». Точнее началось-то, конечно, давно, но именно эта книга, а позже фильм сконцентрировали и выплеснули на человечество долго дремавшее на уровне подсознания, но задавленное веком прогресса и логики представление о том, что вообще-то женщина — это не только «друг человека»…

Так прокладывалась дорога к разговорам о «Womenomics» — усиливающейся в глобальной экономике роли женщины — как того, кто зарабатывает деньги (earner), кто умеет их тратить (consumer) и становится при всем этом интеллектуальным лидером (thinker). На этой почве отметились многие. Вот, например, Том Питерс: «микроскопическая доля женщин в топ-менеджменте — это расточительство, позор и ошибка стратегического характера. Старая экономика = сырье, базовые товары, услуги. Доминирует мужской образ мысли и мужские идеи. Новая экономика = переживания, создающие добавленную стоимость. Доминирует женский образ мыслей». А это интервью небезызвестного дизайнера Филиппа Старка Harvard Business Review: «Возможно, мужественный внешний вид интересен, если вы собираетесь на охоту за динозаврами. Для того чтобы выжить, вам необходим ум, а не сила и агрессия. Быть умным в современном смысле означает обладать интуицией, а это женское качество».

Интересно, что известный футуролог Джон Нэсбитт писал еще в начале 1990-х в «Мегатенденциях. Год 2000» о зарождающемся «десятилетии женщин в качестве лидеров». Не знаю, близки ли Нэсбитту подходы дизайн-мышления как эффективного способа разработки инновационных продуктов, учитывающих сложный контекст человеческого существования… Однако жизнь показала, что именно женщины-топ-менеджеры, естественным образом впитавшие в себя дизайнерское мышление, оказались в авангарде изменений, когда многие известные компании мира вынуждены были искать принципиально иные пути развития в условиях формирования Новой экономики. И дело здесь не только в пресловутой «Экономике эмоций» (Experience Economy), в которую оказались вовлеченными все — даже те, кто считает себя последовательным и алгоритмичным до мозга костей.

Вот мой список амазонок Новой экономики:

— Джейн Фултон Сури (Jane Fulton Suri) появилась в студии известной дизайн-компании IDEO в середине 1990-х. В то время это была организация, занимавшаяся исключительно индустриальным дизайном и поначалу позиция, подразумевавшая, по словам Дэвида Келли, «какое-то наблюдение», вызывала у всех остальных «серьезных» сотрудников по крайней мере недоумение. Однако именно Джейн стала инициатором создания подразделения, занявшегося интеграцией «человеческого фактора» в дизайн, что и помогло в свое время IDEO выйти из кризиса, стать идеологами того самого дизайн-мышления и начать консультировать бизнес не столько по поводу создания новых продуктов, сколько предлагать ему возможности создания «голубых океанов» инноваций.

— Клаудиа Кочка (Claudia Kotchka), хотя и покинула на сегодняшний день Procter & Gamble, внесла критический вклад в реструктуризацию компании и вывод бренда из кризиса, постигшего его в те же нулевые. Назначенная вице-президентом по инновациям, дизайну и стратегиям, она смогла повлиять на философию огромной компании, обращая внимание и топ-менеджмента, и руководителей самых разных уровней, что «дизайн» — это не просто «последний штрих» на долгом пути продукта от идеи до рынка. Для нее было очевидно, что «дизайн» и «инновации» — синонимы, а потому по ее инициативе в каждое подразделение компании были имплантированы дизайнеры. Так семена нового мышления — дизайн-мышления — проросли повсюду, и сегодняшняя известная инновационная стратегия развития Procter & Gamble, основанная на open source innovation, не в последнюю очередь заслуга Клаудии.

— Джозефин Грин (Josephine Green) стала директором по трендам и стратегии Philips Design также в непростые для этой компании годы. Пропагандируя дизайн как инструмент социальных инноваций, Джозефин стала одной из первых, кто обратил внимание на переосмысление роли дизайна в проектировании будущего общества и необходимости изменения бизнес-терминологии — от «consumer need» и «consumer approach» к «social need» и «social approach». Показательно, что набирающая сегодня популярность идеология создания новых продуктов вместе с потребителями этих самых продуктов — так называемое co-creation — логическим образом вытекает из мыслей и работы Джозефин Грин.

— Женевьев Белл (Genevieve Bell) является директором ведущей исследовательской группы, ставшей первой командой в Intel, включившей в свои ряды специалистов с гуманитарным образованием, дизайнеров, этнографов и других профессионалов, заточенных на интеграцию «человеческого фактора» в процессы создания новых продуктов. В свое время она, подобно Джейн Фултон Сури и Клаудии Кочке, заставила разработчиков покинуть свои кабинеты, чтобы «выйти в поле» и попытаться там найти возможности для создания инноваций и, таким образом, переосмыслить заточенный до этого исключительно на производительности чипов бизнес Intel. И, подобно Джозефин Грин, ее конек — способы построения устойчивого и инклюзивного общества, базирующегося на социальных инновациях. Показательно, что в этом году призывы переориентировать процессы создания новых продуктов с учетом подходов «дизайн-мышления», стали звучать уже и из уст высших руководителей Intel.

— Сара Бэкман (Sarah Beckman), декан факультета менеджмента технологий (Management of Technology Program) бизнес-школы Беркли. При этом она оказалась одной из первых в инженерной университетской среде США, кто обратился к теме дизайн-мышления, активно привлекая дизайнерский потенциал к совместной научно-исследовательской инженерной работе. Будучи при этом ведущим преподавателем по дисциплинам, связанным с разработкой и созданием новых продуктов (new product development), она также усиленно пропагандирует потенциал дизайна в создании социально значимых инноваций.

Что объединяет всех этих женщин? Прежде всего, бросается в глаза их общие интерес и бэкграунд — это преимущественно социальные науки с антропологическим и психологическим уклоном. И хотя ни у одной из них нет традиционного дизайнерского образования, в карьере каждой неизбежным оказывался приход в дизайн и смежные области, связанные с созданием нового продукта. При этом, попадая в «серьезные», технологически ориентированные компании, отчаянно нуждавшиеся, однако, в инновационных решениях, отвечающих вызовам нового времени, эти женщины становятся интерпретаторами, посредниками между миром людей и миром технологий. Они относятся к будущему как к объекту осмысленного дизайна и результату совместного творчества. Они верят, что путь к инновациям лежит не столько в плоскости новейших технологий, сколько в умении увидеть необычное в действиях, мыслях и чувствах обычных людей, выполняющих обыденные вещи. И, конечно, их всех объединяет способность взглянуть на мир глазами других — эмпатия для них не пустой звук, а мощный инструмент выявления возможности создания инновационного продукта, востребованного людьми. Ведь «инновация» — это не то, что привыкли делать в данной компании, что ей удается лучше других, на чем заточены ее финансовые, организационные и производственные возможности, а то, что помогает людям решать их повседневные, самые разные задачи, даже если они об этом и не задумываются…