читайте также
Конечно, можно оспорить любой из рейтингов или списков «самых инновационных компаний в мире». Список Boston Consulting Group базируется на опросах топ-менеджеров и их мнениях. Но он может показаться слишком предвзятым — есть риск, что в нем учитываются только успешные компании. Математический подход журнала Forbes рассчитывает так называемый «Innovation Premium», привязанный к текущему курсу акций компаний на бирже. Однако он не учитывает всю непредсказуемость рынка. «Редакционные» подходы MIT Technology Review и Fast Company также не вполне отражают ситуацию. В 2009 Fast Company назвала «Team Obama» самой инновационной компанией в мире!
На следующем рабочем совещании в качестве шутки, разряжающей обстановку, предложите коллегам угадать, какая компания вошла в топ-50 всех четырех списков (учитывая, что только 29 из них вошли одновременно в два списка и 7 фирм в три и более). Вы даже можете дать им небольшую подсказку — две из трех являются технологическими компаниями с западного побережья Америки, и одна — из Азии.
Если вы работаете в коллективе, похожем на мой, ваши коллеги, вероятнее всего, предположат, что в списки входят эти фирмы: Google, Apple и Amazon. Apple в этой тройке стоит особняком. Эта компания находится всего лишь на 79 месте в списке Forbes (в основном из-за колебаний биржевого курса ее акций, что, согласно методологии журнала, отражает недостаточное доверие рынка к ее новаторским возможностям).
Однако Google и Amazon они угадают правильно. Обе уважаемые компании известны тем, что применяют новые бизнес-модели и стратегии. Хотя Google прежде всего считается компанией-создателем поисковой системы, изначально они занимались тем, что старались внедрить свои успешные поисковые технологии в рекламный бизнес. Цель была — сделать так, чтобы реклама продуктов различных фирм была привязана к определенным поисковым запросам. За последние годы гибкая и доступная всем операционная система Android, разработанная Google, совершила огромные скачки вперед. Она дала возможность таким корпорациям, как южнокорейский Samsung или китайский ZTE, предложить рынку низкобюджетные и высокофункциональные гаджеты.
Amazon неоднократно выступал в качестве лидера инноваций. Бизнес-модель этой фирмы — продажа товаров по интернету и их быстрая доставка — перевернула весь мир онлайн-торговли. Компания последовательно запустила три успешные инновационные бизнес-модели. Система подписки Prime приносит доход, приближающийся к $1 миллиарду. С платформой Kindle компания продает недорогие устройства, но зарабатывает на продаже электронных книг. А веб-сервисы помогли Amazon построить многомиллиардную империю.
Итак, что же за третья компания, которая попала во все четыре списка? Некоторые считают, что это корейский Samsung (в трех списках), или японская Toyota (в двух списках), или китайский Huawei (забавно, но ее нет ни в одном из списков), или Alibaba (также, что удивительно, эта фирма отсутствует везде). Но правильный ответ — компания Tencent.
Эта фирма до сих пор малоизвестна за пределами Азии, однако, учитывая ее бурный рост, подобное положение будет сохраняться недолго. Ее основные услуги — сервис мгновенного обмена сообщениями QQ и SMS-сервис WeChat — не так уж и интересны. Но она разработала бизнес-модель, которая сильно отличается от аналогичных наработок и стратегий конкурентов. Вместо того чтобы привлекать к себе широкую аудиторию и зарабатывать на ней деньги с помощи рекламы, компания построила свой многомиллиардный бизнес на микротранзакциях. Например, за дополнительную плату можно обновить аватар в профиле чата. Сотни миллионов мелких транзакций вкупе привели к быстрому росту Tencent. Цифры в недавней статье, вышедшей в журнале The Economist, говорят сами за себя. Такие интернет-гиганты, как Baidu, Google или Facebook, получают по меньшей мере 80% своих доходов от рекламы. В то время как Tencent перевернул бизнес-модель: 80% от ежегодного дохода фирмы в $7 миллиардов были сделаны на сервисах дополнительных услуг.
Исследование компании Innosight показывает, что инновационные бизнес-модели являются ключом к быстрому росту компаний. В своем блоге на сайте Seizing the White Space мой коллега Марк Джонсон заметил, что больше половины относительно молодых фирм (моложе 25 лет), которые попали в список Fortune 500, — включая Amazon, Starbucks и AutoNation, — предложили в свое время принципиально новые бизнес-модели. Легко соблазниться новыми технологиями или убедительным маркетингом. Но, если вы хотите узнать, кто в будущем добьется большого успеха, обратите внимание на новаторов, которые поняли, как создавать или доставлять свои товары или услуги клиентам своим собственным уникальным способом. И примеры таких компаний доказывают, что они, скорее всего, будут обречены на продолжительный успех.
* деятельность на территории РФ запрещена