Почему премии недостаточно | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему
премии недостаточно

Как на самом деле нужно выражать одобрение в адрес сотрудников

Автор: Майк Роббинс

Почему премии недостаточно
Фото: BANANASTOCK/GETTY IMAGES

читайте также

Нам некогда, нам не до правил

Гретхен Гэветт

Свежий «Harvard Business Review — Россия»

Чиновничья ловушка

Чупров Краснослав

Аналитика 3.0

Дейвенпорт Томас

Признание и одобрение. Зачастую эти слова используются как синонимы и для многих неразличимы. Несмотря на то что и признание, и одобрение одинаково важны, это не одно и то же. Разницу между ними необходимо осознавать и руководителям, которые стремятся к процветанию своей команды, и организациям, в которых создается культура вовлечения, лояльности и высокой продуктивности.

Признание — это положительная обратная связь по результатам работы. Признание можно получить формальным способом, например с помощью премии, бонуса, повышения. Оно может быть и неформальным: простым человеческим «спасибо» или письменной благодарностью. Обе формы значимы, особенно если положительная оценка дана искренне и своевременно. Признание всегда мотивирует и вдохновляет — все хотят, чтобы их работа была оценена по достоинству.

Однако у признания есть некоторые ограничения. Во-первых, оно зависит от эффективности, то есть не безусловно. Во-вторых, оно основано на достижениях прошлого. В-третьих, его на всех не хватит: не бывает признания в неограниченных количествах для всех и каждого, а погоня за ним может превратиться в стрессовую ситуацию. В-четвертых, признание обычно получают от вышестоящих. Многие организации реализуют программы поощрения, инициируемого сотрудниками, но, как правило, основные формы признания (повышение или продвижение по службе) — это дело руководства.

Признание вместе с материальным поощрением — замечательная вещь, но исследователи из Лондонской школы экономики продемонстрировали, что финансовая награда может иметь негативные последствия. Анализ 51 эксперимента показал, что «финансовые премии могут ослаблять внутреннее стремление сотрудника выполнять задачу и получать от этого удовольствие».

Одобрение же — это признание ценности человека, личной и профессиональной, вне зависимости от его достижений.

Проще говоря, признают то, что ты сделал, а одобряют тебя самого.

Эту разницу важно понимать, поскольку признание и одобрение имеют разные причины. Даже успешные люди проходят через ошибки и вызовы, а в каком-то проекте может не быть ощутимых результатов. Если фокусироваться только на достижениях, то есть на признании, можно упустить возможности укрепить связь и поддержать членов своей команды — одобрить их.

Несколько лет назад Опра Уинфри очень убедительно говорила об этом, выступая с напутственным словом перед выпускниками Гарвардского университета:

«Самое важное, что я узнала за 25 лет ежедневного общения с людьми, — это то, что всех нас кое-что объединяет... И объединяет нас потребность в одобрении. Мы хотим, чтобы нас понимали. За свою карьеру я провела более 35 тыс. интервью. После того, как камера выключается, каждый герой поворачивается ко мне и задает один и тот же вопрос: “Все прошло нормально?” Этот вопрос мне задавал президент Буш. Его задавал мне президент Обама. Его задавали герои дня и домохозяйки, жертвы преступлений и преступники. Даже Бейонсе мне его задавала. Нам всем нужно знать, нормально ли все прошло. Нам нужно знать, слышат ли нас, видят ли нас, имеем ли мы значение».

Опра говорит об одобрении. И когда вы выражаете одобрение своим коллегам, клиентам, менеджерам и партнерам, вам будет легче построить доверительные и надежные отношения.

Предлагаю несколько способов продемонстрировать одобрение окружающим.

Слушайте. Это самое простое и эффективное, что вы можете сделать для своих коллег: отложите телефон, отвернитесь от экрана компьютера и выслушайте.

Говорите о том, что вы цените в собеседнике. Великий дар — уметь показать человеку, что вы его цените (не потому, что он чем-то отличился или вам от него что-то нужно). Это отличный способ помочь окружающим поверить в себя, укрепить отношения и улучшить культуру общения в команде.

Интересуйтесь. Теодору Рузвельту часто приписывают фразу: «Людям безразлично, сколько вы знаете, до тех пор, пока они не узнают, насколько небезразличны вам». Неважно, кто это сказал, мысль все равно замечательная. Узнавайте, как дела у тех, с кем вы работаете. Если вы будете интересоваться их жизнью (искренне!), спрашивать их о том, над чем они сейчас работают, они поймут, что вам не все равно.

Руководителям особенно важно демонстрировать одобрение своим сотрудникам. В исследовании уровня одобрения сотрудников Glassdoor 53% участников отметили, что при большем одобрении со стороны руководителя могли бы дольше работать в компании — и это учитывая тот факт, что 68% участников, по их словам, видят одобрение от руководства в достаточной степени. Мораль? Чем больше — тем лучше.

В своем выступлении на TEDx я рассказываю, что выдающиеся лидеры умеют выразить и признание, и одобрение. Понимание разницы между тем и другим принесет пользу и в личной, и в профессиональной сфере. Признание нужно заслужить. Одобрение же необходимо всегда.