Новое лицо китайского руководителя | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новое лицо
китайского руководителя

Авторы: Джавидан Мансур , Линтон Нандани

Новое лицо китайского руководителя

читайте также

Эта непредсказуемая автоматика

Костин Анатолий

Apple: конструктор инноваций

Джоэл Подольный,  Мортен Хансен

Режиссер собственной жизни: как стратегия лидерства и личный бренд Павла Дурова влияет на Telegram

Анастасия Ляликова,  Никита Щуренков

«Умерь свой блеск, смешайся с пылью»

Анна Натитник

По прогнозам, в 2020 году ВВП Китая составит $6 трлн, и китайские руководители уже играют все более заметную роль на глобальной сцене. Но, несмотря на все разговоры о значении Китая в мировом производстве, мир тоже оказывает большое влияние на лидеров китайского бизнеса, которые соприкасаются с ним, приобретая иностранные предприятия и налаживая международное партнерство. В результате сейчас происходит метаморфоза китайских руководителей.

Чтобы понять, какие именно силы воздействуют на новое поколение лидеров, и оценить результаты этого воздействия, ученые опросили 158 китайских менеджеров среднего звена, работающих на материке. Их интересовали национальные особенности бизнес-методов (как они ведут дела) и ценности менеджеров (как, по их мнению, следует вести дела). Этот опрос был частью 10-летнего исследования, которое проводилось в рамках программы «Эффективность глобального лидерского и организационного поведения» (GLOBE). Всего оно охватило 62 страны. Опираясь на ответы респондентов опроса и наше понимание глобализации, мы выявили четыре тенденции, которые будут определять развитие китайских руководителей в ближайшие 15 лет.

Полномочия и автократия. Китайские компании уже заработали себе репутацию высококлассных субподрядчиков и производителей массовой продукции и теперь мечтают насытить мировой рынок собственными брэндами — доморощенными аналогами Sony или, скажем, Cisco. Чтобы осуществить эти смелые планы, необходимо сделать упор на инновации. Организации должны поощрять творчество и предприимчивость сотрудников, способствовать обмену знаниями. Однако лидеры современного Китая автократичны: сотрудники не могут идти им наперекор. И хотя руководители признают, что следовало бы наделять подчиненных правом принимать решения и возлагать на них больше ответственности, им непросто отказаться от глубоко укоренившихся традиций патернализма.

Многообразие и закрытость. В китайских компаниях поощряется закрытость: сотрудники взаимодействуют только с теми, кого знают лично, и нетерпимы ко всем, кто выделяется из общей массы. Закрытая культура обычно не принимает новые или необычные идеи и препятствует сотрудничеству подразделений. Китайские руководители признают, что им нужно тесно работать с множеством разных групп (и с теми, в которые входят представители других стран) — иначе планы глобальной экспансии не осуществить. Им предстоит искоренить привычку полагаться на личное доверие и развивать механизмы формального доверия, к примеру объективные методы измерения производительности и правила, не допускающие разночтений.

Самодостаточность и надежда на власть. Китайские руководители все меньше зависят от политической и социальной поддержки, и это отражается на их манере вести бизнес. Финансовая система страны сейчас выдает меньше займов для поддержания бизнеса, чем раньше, а многие китайские компании уже не предоставляют своим

сотрудникам пожизненные рабочие места, бесплатные квартиры, лечение, билеты в кино. Но перемены даются трудно. Сокращение штата ради эффективности, требование повысить производительность и урезание льгот — все это противоречит традиционным ценностям китайского общества.

Традиции и глобальная перспектива. Китайцы считают космополитизм отрицательным качеством, и человеку, придерживающемуся таких взглядов, не суждено стать руководителем высшего ранга. По их мнению, истинные лидеры верны китайским традициям, а перспектива глобального развития и появления новых культурных и социальных норм может их ослабить. Такой взгляд на свое положение в мире сложился исторически и во многом определил менталитет китайцев. Хотя китайские руководители налаживают сотрудничество с зарубежными коллегами и партнерами, они по-прежнему придерживаются своих ценностей. Это может проявляться в том, что внешне они ведут себя как их иностранные конкуренты, но мыслят по-своему.

Будущее китайского бизнеса во многом зависит от того, удастся ли его лидерам примирить эти четыре противоречия. Если не удастся, то китайские компании будут развиваться преимущественно как субподрядчики крупнейших глобальных корпораций. Если же они добьются успеха, то покажут свою способность действовать в непростых условиях современного мира.