Операция «Аватар»: что о вас знают в цифровом мире и как это можно изменить | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Операция «Аватар»: что о вас знают в цифровом мире и как это
можно изменить

Как нас воспринимают алгоритмы, люди и компании

Авторы: Бен Даттнер , Томас Чаморро-Премузик

Операция «Аватар»: что о вас знают в цифровом мире и как это можно изменить
Daniel Creel

читайте также

Все оттенки зеленого: как компании лгут о своей экологической ответственности

Уроки гребной гонки «Оксфорд против Кембриджа»

Ронд де Марк

Нет нетворкингу

Дэвид Буркус

Cенсорный маркетинг

«Кто я вообще такой?» Уже много веков философы, психологи и нейробиологи — не говоря уже о поэтах и художниках — пытаются найти ответ на этот вопрос. Но менеджеры тоже могут на него ответить — и, к счастью, для этого им не нужно переквалифицироваться в психологов-любителей или заканчивать магистратуру по метафизике. Простым сотрудникам тоже не придется погружаться в подсознание и заниматься фрейдистским анализом.

В мире бизнеса есть более простой способ понять, кто мы такие, — по крайней мере в том, что касается профессионального имиджа: нужно просто увидеть себя чужими глазами.

Социологи полагают, что наша карьера в первую очередь определяется тем, как нас видят другие: считают ли они успешными наши действия и поступки, как оценивают наш характер и мотивацию, ставят ли нас выше или ниже коллег. Лучший способ понять, кто мы, — разобраться, как окружающие воспринимают нашу репутацию и наш личный бренд, Для этого можно обратиться к коллегам за неформальным советом или пройти официальную процедуру оценки персонала.

Согласно исследованиям, на самоощущение людей с точной и функциональной самооценкой сильно влияет чужое мнение. Нужно уметь стратегически и политически правильно подавать себя, а иначе добиться успеха в карьере будет нелегко — что бы вам ни говорили. Те, кто руководствуются принципом «не думай о том, что думают о тебе другие», могут испортить себе карьерный путь. Как показали научные исследования, успешные люди (за исключением Джоан Джетт) всегда заботятся о своей репутации и стараются показывать себя с социально приемлемой стороны.

Не так давно, когда мы еще могли общаться с коллегами и клиентами лично (помните, мы раньше работали в так называемых офисах?), они составляли представление о нас на основе неких физических показателей — например, силы наших рукопожатий и звучания нашего голоса в комнате. Даже наш запах сообщал им важную социальную информацию. В таких условиях у нас не было возможности узнать, как нас видят другие, а обратная связь состояла только из сигналов, которые они нам подавали, — улыбаются люди или зевают; смотрят нам в глаза или отводят взгляд — или из того, что нам говорили в лицо.

Но теперь мы общаемся в основном в интернете, превратившись в собственные аватары, и у нас есть доступ почти ко всей информации, которую получают о нас другие. Гора данных, которую каждый из нас оставляет за собой, — это сырье, на основе которого о нас делает выводы не только искусственный интеллект (ИИ), но и люди и компании. Изучая эти данные, они быстро оценивают наши личные и профессиональные качества — особенно когда решают, стоит ли нанимать нас на работу, инвестировать в наши стартапы, сотрудничать или конкурировать с нами.

Даже если мы скроем аккаунты в социальных сетях, любому человеку будет доступно немало информации о нас — главное захотеть ее найти. Корпорации легко оценивают нас по цифровым образам: анализируют наши вкусы, записывают в ту или иную демографическую категорию и предлагают соответствующую рекламу. Не сомневайтесь — рекрутеры, инвесторы, коллеги и конкуренты тоже используют эту информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы о том, кто мы такие, что для нас важно и каковы наши шансы на успех в разных ситуациях.

Но и мы можем действовать по-разному. Если люди и компании опираются на наши данные, чтобы оценивать нас и влиять на нас, мы, в свою очередь, можем изменить свой образ, чтобы повлиять на них. Понять, как создаются и используются наши онлайн-профили, а также разобраться, как их редактировать, — важный шаг к карьерному успеху.

К чему бы вы ни стремились, важно понять, какую историю рассказывают о вас ваши публичные данные и как ее можно изменить.

Как понять алгоритм

Многие считают, что алгоритмы невозможно обмануть или перехитрить — но на самом деле ИИ ошибается так же, как обычные люди. Он ищет сигналы и паттерны и делает выводы на их основе — прямо как человек, только менее гибко и более предсказуемо. Если вы понимаете, по какой формуле он работает, то можете создать образ, который хотите показать миру. Достаточно изменить всего несколько пикселей, и искусственный интеллект примет фотографию кота за миску с соусом — так что небольшие изменения в вашем онлайн-профиле тоже могут подвести его к совершенно другим выводам.

Вот несколько элементов, которые влияют на восприятие вашего онлайн-образа.

Фотографии. Все считают, что технологии распознавания лиц — это жутковато, но на самом деле живые люди тоже делают на основе ваших фотографий свои заключения, осознанно или неосознанно — хотя бы по таким простым характеристикам, как пол, возраст и расовая принадлежность.

Не все аспекты внешности можно изменить, но кое-что все же поправимо. Можно либо скорректировать свой внешний вид в реальности (наняв стилиста или попросив совета у знакомых, следящих за модой), либо купить программу, чтобы редактировать фотографии. Еще один подход — использовать инструменты, наподобие Touch Up в Zoom, которые улучшают внешность во время видеозвонков и конференций.

Видеоролики. ИИ-программы (как и люди) делают о вас выводы на основе выложенных в интернет видеороликов. Некоторые приложения — например Hirevue — декодируют и интерпретируют ваш язык тела и мимику во время собеседований. На основе полученных данных клиенты оценивают кандидатов, определяют их сильные и слабые места и решают, стоит ли их нанимать.

Когда вы выкладываете свои видео в открытый доступ, убедитесь, что они представляют вас в лучшем свете, а ваша внешность, речь и поведение достаточно корректны. Если вы не хотите, чтобы люди видели вас в том виде, в котором вы появляетесь на видео, не публикуйте его или постарайтесь его удалить.

Интонации. Интонации на видео- или аудиозаписях могут отражать ваши эмоции и свидетельствовать о вашей искренности (или неискренности). Существует довольно развитая сфера точных социальных наук, позволяющая делать на основе физических качеств речи выводы о ваших эмоциях, настроении и особенностях характера. Кроме того, по голосу можно догадаться о состоянии вашего здоровья.

Чтобы не пускать все на самотек, наймите опытного менеджера, преподавателя вокала или актерского мастерства — человека, который бы объяснил вам, как вы звучите, и научил производить желаемое впечатление.

Подбор слов. Технологии анализа письменных и устных текстов развивается очень быстро. Например, суперкомпьютер IBM Watson умеет анализировать эмоциональную окраску и стиль речи и создавать на основе этого профиль личности. Эта технология называется «обработка естественного языка» (natural language processing, NLP): она соотносит определенные слова со свойствами характера, уровнем интеллекта и интересами человека. Очевидно, нужно следить, что и как вы говорите.

Не существует универсальной формулы для интерпретации письменной или устной речи, но ученым удалось обнаружить несколько паттернов. Например, использование позитивно окрашенной лексики ассоциируется с экстраверсией. Если вы хотите показаться более общительным, уверенным в себе и открытым, чаще употребляйте такие слова, как «здорово», «интересно» или «приятно». Люди с более чувствительным и пессимистичным складом характера чаще используют негативно окрашенную лексику — например, такие слова, как «боюсь», «беспокоюсь», «волнуюсь». Умные и любознательные чаще употребляют сложные и необычные слова — «нарратив», «лейтмотив» или «дискурс» (кроме того, такая лексика ассоциируется скорее с либеральными, чем с консервативными политическими воззрениями). И неудивительно, что бранная лексика может свидетельствовать об асоциальных и психопатических тенденциях, а злоупотребление местоимениями первого лица («мой», «меня» и особенно «я») — о склонности к нарциссизму.

Посты, репосты и лайки в социальных сетях. Их можно анализировать по трем параметрам: качеству, количеству и содержанию. Доказано, что они коррелируют со свойствами личности, убеждениями, политическими предпочтениями и потребительским поведением. Насколько нам известно, крупные компании не признавали, что используют их для поиска или оценки кандидатов, но можно быть уверенным, что они это делают. Согласно многим научным исследованиям, наше поведение в социальных сетях точно отражает важнейшие черты нашей личности (одно из недавних крупных исследований на эту тему можно найти здесь).

Поэтому и стартапы (например, HumanticCrystal Knows и Receptiviti), и крупные корпорации вроде IBM Watson предлагают такую услугу, как анализ профилей и постов кандидатов в Facebook, Twitterи LinkedIn и оценка сильных и слабых черт их характера, которые могут сказаться на работе. Когда вы постите, репостите или лайкаете что-нибудь в социальных сетях, представьте себе, что делаете это перед виртуальной аудиторией, состоящей из ваших потенциальных начальников, коллег, инвесторов и партнеров. Конечно, их лучше вдохновлять и просвещать, а не злить и отталкивать. Уоррен Баффет считает, что самые успешные компании приводят своих клиентов в «восторг», — постарайтесь вызвать такую же реакцию у тех, кто тратит время на поиск и анализ ваших профилей в социальных сетях.

Как перехитрить алгоритм

Цифровые профили становятся все сложнее, запутаннее и в то же время важнее для наших личных и профессиональных брендов. Перед тем, как выстраивать свой образ, сначала поймите, кто будет его оценивать. В зависимости от вашей отрасли, должности и уровня в организации целевой аудиторией профиля могут оказаться потенциальные работодатели, сотрудники, инвесторы, контрагенты, журналисты, активисты и даже политики или чиновники.

Определите, какое впечатление вы хотите произвести на каждую из этих групп и по каким источникам разные люди будут судить о вас? Кому-то будет достаточно просто добавить, удалить или отредактировать одну фотографию, видеоролик или пост — а другим понадобится более сложная и долгая работа.

Иногда процесс редактирования профиля в соцсети может стать чрезвычайно сложным и запутанным — и тогда между людьми и искусственным интеллектом начинается настоящая гонка вооружений. Скажем, исследователи из Кембриджского университета установили, что у тех, кто лайкает на Facebook картошку фри в виде спиралек, более высокий IQ, — и эти фотографии стали собирать намного больше лайков: видимо, те, кто прочитал об этом исследовании, тоже захотели понравиться алгоритму. После этого ИИ наверняка исправил алгоритм и перестал считать эти лайки признаком высокого IQ — хотя логично было бы предположить, что у тех, кто прочитал эту статью и сделал из нее выводы, все же достаточно высокий интеллект, по крайней мере эмоциональный.

Чтобы впечатлить алгоритмы, людей и компании, которые пытаются вас оценить, нужно проанализировать не только собственный профиль, но и профили других членов вашей референтной группы. Ключ к успеху — одновременно выделиться на общем фоне и вписаться в коллектив.

Как говорится, у вас есть только один шанс произвести первое впечатление. Профилей в социальных сетях это тоже касается — и всего несколько пикселей могут все изменить.

Об авторах

Бен Даттнер (Ben Dattner) — бизнес-коуч и консультант по развитию компаний. Основатель нью-йоркской фирмы DattnerConsulting, LLC.

Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premusic) — главный специалист по кадрам в Manpower Group, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете, сотрудник Гарвардской лаборатории по предпринимательству и финансам. Авторкниги «Why Do So Many Incompetent Men Become Leaders? (And How to Fix It)».

 

* деятельность на территории РФ запрещена