Пол всё ещё имеет значение, хотя и не должен | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пол всё ещё имеет значение, хотя и
не должен

Только в трёх из пятнадцати категорий мужчины воспринимаются теми, кто с ними работает, как более эффективные, чем их коллеги женщины.

Авторы: Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

читайте также

Глава Duke Energy о том, как он научился работать с «зелеными»

Роджерс Джеймс

Что нужно сотрудникам, чтобы они показывали лучшие результаты

Зорана Ивчевич,  Робин Стерн,  Эндрю Фаас

Питчься, как Цицерон, — общайся, как мисс Марпл

Как успешные люди налаживают связи друг с другом

Дори Кларк

Наша статья «Правда ли, что женщины-руководители лучше мужчин?» вызвала бурные обсуждения, если не сказать больше. Несомненно, тема женщины-руководителя требует более подробного изучения. В развитие этой темы и для получения новой информации мы ещё глубже изучили имеющиеся данные.

Никто не станет спорить, что на наём в компанию правильного сотрудника влияет множество факторов. Что конкретно заставляет руководителя выбрать кандидата A, а не Б? Нанимают ли некоторых сотрудников, благодаря их знакомствам? Да. Повышается ли вероятность продвижения по карьерной лестнице, благодаря полу и расовой принадлежности? Да. К сожалению, несправедливость на рабочем месте существует.

Мы все уверены, что принимать на работу должны самых квалифицированных кандидатов, и что пол, расовая принадлежность или знакомства не должны иметь значения. Однако наши данные показывают, что подсознательно все эти факторы оказывают весомое влияние на решение.

Как мы говорили в предыдущей статье, полученная в ходе исследования информация демонстрирует однозначную тенденцию. Большинство руководителей высшего звена — мужчины. И чем выше вы поднимаетесь в иерархии, тем большим становится неравенство. И в то же время женщины на каждом уровне оценивались их руководителями, коллегами и подчинёнными как более эффективные (чем мужчины) руководители по 75% компетенций, которые, согласно нашему исследованию, более всего определяют эффективность лидерства. Очевиден вывод, что когда дело доходит до продвижения, многих высококвалифицированных женщин упускают из вида.

Более глубокое изучение данных также показало, что квалифицированные женщины аналогичным образом оказываются «недопредставленными» в определённых функциональных областях организаций. Всем известно стереотипное представление о том, в каких функциях от женщин ожидается большее преуспевание. Как правило, это обслуживание клиентов и человеческие ресурсы. Такие области, как продажи, производство, инженерия, информационные технологии, исследования и разработки и эксплуатация оборудования воспринимаются, как мужские бастионы. Эта предвзятость подтверждается цифрами численности мужчин и женщин, полученными в результате оценки 7,280 руководителей в 2011 году.

Однако когда речь идёт о воспринимаемой эффективности, цифры рассказывают другую историю. В таблице ниже приведены процентное соотношение и оценка эффективности (на основе опроса 360°) руководителей-мужчин и руководителей-женщин из 15 функциональных областей.

Только в трёх из пятнадцати категорий мужчины воспринимаются теми, кто с ними работает, как более эффективные, чем их коллеги женщины. Интересно, что две из этих категорий — обслуживание клиентов и администрация, — считаются классическими женскими областями. Ещё интереснее то, что наибольшее различие в оценках эффективности мужчин и женщин встречается в функциях с наибольшим доминированием мужчин (продажи, общее руководство, исследования и разработка, информационные технологии и разработка новой продукции). Отличия ещё больше заметны, если посмотреть на соотношение лучших и худших руководителей среди мужчин и женщин. В следующей таблице видно, что процент худших руководителей среди женщин ниже, а лучших — выше.

Несомненно, некоторые из полученных результатов можно объяснить составом имеющегося кадрового пула: например, среди женщин гораздо меньше инженеров, чем среди мужчин. Другим фактором может быть то, что женщинам, чтобы занять руководящие должности, пришлось пройти жесткий отбор и работать с невероятным усердием.

Но мы уверены в том, что, в определённой степени, приведённые цифры являются отражением субъективных взглядов высшего руководства на то, как тот или иной сотрудник будет справляться с предполагаемой функцией. И эти взгляды были рождены отнюдь не фактической информацией.

Наши выводы?

Пришло время оставить в прошлом гендерные стереотипы в отношении рабочего места. Женщины добиваются высоких результатов, когда у них появляется возможность. То же относится и к мужчинам. В особенности, когда они чувствуют необходимость проявить себя в роли, являющейся не традиционной. Хорошей новостью, вытекающей из нашего исследования, является не то, что женщины лучше мужчин, а то, что и мужчины, и женщины могут развивать свои лидерские навыки и способности, и никакая область деятельности не должна быть отнесена к «женским», или «мужским».

Для выращивания выдающихся руководителей — мужчин и женщин — необходимо их личное желание развиваться, и создание возможностей для роста — через поручение сложных заданий и обеспечение поддержки от старших руководителей в виде менторства и коучинга.

Перевод подготовлен компанией SmartValues — официальным эксклюзивным партнёром Д.Зенгера и Дж.Фолкмана в России, Украине, Казахстане и Республике Беларусь.