Сергей Королев: три урока для подлинных лидеров | Большие Идеи
Психология

Сергей Королев: три урока для подлинных лидеров

Павел Безручко
Сергей Королев: три урока для подлинных лидеров

Сергей Королев — человек, открывший дорогу в космос, был не только генеральным конструктором ракетной техники, но и подлинным лидером, способным заразить своей идеей. Вот три урока из биографии Королева, которые будут полезны многим руководителям.

Простое определение лидерства таково: «Вести других людей к цели». Последователи идут за лидером не потому, что им платят за каждый шаг, наказывают за неповиновение или следование за начальником прописано в их должностной инструкции. За ним идут потому, что хотят и верят.

У лидеров разные характеры и цели — как благие, так и не очень. Их стили взаимодействия с последователями тоже различны. Но имеется и нечто общее у всех из них. Это общее полезно изучать на примере биографий конкретных личностей. Об Аврааме Линкольне, Стиве Джобсе, Джеке Уэлче, Руале Амундсене и других написано множество книг, сняты фильмы. В западном обществе есть консенсус о том, что эти люди могут выступать в роли образцов для подражания. В России с примерами все не так однозначно. Почти все известные фигуры отечественной истории (Петр I, Петр Столыпин, Андрей Сахаров, Александр Суворов, Александр Невский) — это политические деятели или полководцы. А жизнь и работа большинства из нас далека от политики и переходов через Альпы. К тому же многие из этих личности являются героями в глазах одной части общества и антигероями в глазах другой.

Фигура Сергея Королева практически лишена этих недостатков.

Королев не был политиком или военачальником, его лидерские качества — несомненны, а образ в основном вызывает позитивные ассоциации. Попробуем на примере Королева понять феномен лидерства.

Урок первый. Поиск цели

Что необходимо для того, чтобы вести людей к цели? Для начала — сама цель. Причем не любая, а масштабная, превышающая эго лидера. Такими «эго-целями», как деньги, карьера, здоровье, любовь в семье, признание в обществе, может похвастаться большинство из нас. Но это не те цели, что мобилизуют последователей. Цель или даже дело жизни Королева состояло в том, чтобы «строить летательные аппараты и летать на них» и «летать выше, чем могли до нас». Как у него появились эти цели?

Сергей Королев родился в 1907 году в семье школьного учителя Павла Королева и дочери купца Марии Москаленко. Этот брак не был счастливым, вскоре родители развелись. Мать много лет говорила Сергею, что его отец умер, хотя это было неправдой. Мать уехала учиться, и Сергея воспитывали бабушка с дедушкой. Исследования говорят, что дети из неполных или проблемных семей нередко компенсируют свои детские травмы повышенной амбициозностью и сопутствующими сверхдостижениями.

В 1910 году, в возрасте трех лет, Королев увидел аэроплан и пилотирующего его летчика Сергея Уточкина. По воспоминаниям родных, мальчик потом много дней мог говорить только о полетах.

Когда Королеву было 6 лет, мать повторно вышла замуж — за инженера Григория Баланина. Позднее Королев пошел по стопам отчима, которого уважал, и тоже стал инженером.

В 1923 году председатель Реввоенсовета Лев Троцкий провозгласил лозунг «Даешь крылья!», и по всей стране в аэромодельные и планерные кружки записались более трех миллионов молодых людей. Королев был в их числе. После окончания Московского высшего технического училища им. Баумана (сейчас — МГТУ им. Баумана) он присоединился к ГИРД — группе исследования реактивного движения, одному из первых ракетных кружков в Советском Союзе. Там он познакомился с ученым и изобретателем Фридрихом Цандером, прочитал труды Циолковского о космосе.

Возможно, большая цель или дело всей жизни потенциально есть у каждого из нас, но не каждый осмеливается поставить перед собой цель такого масштаба. В истории абсолютного большинства лидеров она явно фигурирует.

Вот несколько вопросов для тех, кто хочет оценить свой лидерский потенциал.

  1. Есть ли у меня сильный интерес к чему-то за рамками «эго-потребностей»?
  2. В чем заключается моя «большая цель» или «большое дело»?
  3. Каким делом я бы занимался, если бы о деньгах можно было не беспокоиться?
  4. Чем бы я занимался, если бы точно знал, что жить осталось пять лет?

Урок второй. Настойчивость

Многие из нас мечтают о великом, оставаясь лежать на диване. Лидеры проявляют упорство, прикладывают усилия к достижению цели в реальной жизни, а не только на бумаге или своих фантазиях.

В 1923 году Сергею Королеву исполнилось 16 лет, он жил с родителями в Одессе и совмещал учебу в школе с занятиями в планерном кружке. Как-то руководитель кружка спросил его: «Когда ты уже закончишь свой первый планер?» — Королев ответил: «Я не хочу, чтобы он был первым. Я хочу, чтобы он был лучшим!». Планер был построен годом позднее, Королев летал на нем и получил свидетельство пилота.

С 1924 по 1926 год Королев учился на авиационном отделении Киевского политехнического института и продолжал заниматься в планерной секции. Позднее он перевелся в МВТУ им. Баумана и построил другой планер — «Красная звезда», на котором впервые в мире была выполнена фигура высшего пилотажа. Тогдашние соученики так характеризовали Королева: «Его всегда интересовали конструкции цельные, самолет, а не двигатель или крыло».

Выпускной экзамен у Королева принимал Андрей Туполев, который позднее сыграл в его судьбе существенную роль. После института Королев проектировал самолеты в конструкторском бюро французского инженера Поля Эмэ Ришара, затем перешел в ЦАГИ — работал над созданием бомбардировщика под руководством Туполева. А после работы ходил в ГИРД. Сначала это была группа энтузиастов, проектировавших ракеты на добровольных началах. «Группа Инженеров, Работающих Даром» — так в шутку называли себя эти люди. Материалы покупали за свои деньги, трубопроводы для ракетных двигателей паяли при помощи столового серебра, которое несли из дома. В одно из советских учреждений Королев пришел в гимнастерке со следами «шпал» (дескать, представитель органов), заявил, что ему нужен токарный станок — и получил его. А чуть позднее он обошел всю Москву в поисках помещения для ГИРД и фактически осуществил самозахват — занял пустующий подвал. Препятствий и запретов для Королева не существовало.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Назад к социальной компании
Дубинников Игорь