Сервис. Приятный и прибыльный. | Большие Идеи

・ Операционное управление

Сервис. Приятный
и прибыльный.

Нет компаний, которые не стремились бы обслуживать клиентов «на уровне». Но часто усилия по налаживанию сервиса растрачиваются впустую, а то и приводят к противоположному результату.

Авторы: Владимир Рувинский , Оксана Шевелькова

Сервис. Приятный и прибыльный.

читайте также

Человек + машина: что будет завтра с бизнесом и работой

Джеймс Уилсон,  Пол Доэрти

Вадим Волков. Нужен цивилизованный захват государства

Анна Натитник

Почему цифровые медиа требуют принципиально нового подхода

Майкл Смит,  Рахул Теланг

Что делать, если мозговой штурм не помогает

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Екатерина Быкова из Jones Lang LaSalle вспоминает, как однажды заранее заказала столик в одном московском ресторане, чтобы поужинать с компанией. В назначенное время свободных мест не оказалось — в ресторане напутали с бронью. И предложили подождать. Столик нашелся только через час, однако еще через час компанию попросили удалиться — время заказа вышло. «Это верх наглости — мало того, что пришлось ждать столик, который мы предварительно заказали, так нас еще и просят его освободить, хотя у нас заказ был на два часа», — вспоминает Быкова. Теперь вряд ли она еще придет в этот ресторан.

Пренебрежение отпугивает, но в некоторых местах клиентов, наоборот, не оставляет в покое назойливый персонал. «Прихожу в бар на Новослободской, бармен здоровается с тобой за руку, спрашивает, как дела, как дети, работа. А я бармена этого вижу в первый раз», — вспоминает москвич Семен Кваша. Такое свойское общение ему не понравилось: «Я совершенно не хочу с ним обниматься, я хочу нефильтрованного пива и гамбургер».

Чтобы понять, на чем зиждется хороший сервис, мы отправились в три компании, которым удалось его наладить — сеть ресторанов, супермаркетов и автосервиса. Во всех трех довольно высокие цены, но это несущественно. Мы охотнее прощаем плохое обслуживание дешевым заведениям, но, к сожалению, в большинстве дорогих нас тоже обслуживают плохо.

«Кофемания»: западные лекала и русская душа

В 2003 году руководство сети кофеен решило перейти от обслуживания у стойки к обслуживанию по меню. Задача была непростая, вспоминает Инесса Ермишкина, которую в 2006 году пригласили систематизировать обучение официантов. Она девять лет проработала в Marriott Москва менеджером по обучению персонала и ввела стандарт обслуживания «Кофемании» — на основе западных методик. «Прибыли можно добиться тогда, когда гости довольны, — рассуждает Ермишкина. — А гости будут довольны, если все — еду, напитки и обслуживание — отличает высокое качество». На этих трех китах, по ее словам, стоит бизнес «Кофемании». Четкие алгоритмы работы не мешают проявлять гостеприимство. Наоборот, в общении с клиентами важно было сохранить эмоциональную составляющую. И этому тоже учили. «Официантам объясняли, как нужно описывать еду — нельзя было говорить “это такое вкусное блюдо”, лучше сказать про нотки и нечто “волнующее”, — вспоминает бывшая сотрудница компании. — Составили даже список из 100 приятных слов». Во всех подразделениях «Кофемании» действуют единые стандарты поведения и технологии работы официантов, поваров, менеджеров. По убеждению Ермишкиной, все это цементирует крепкая, но гуманная корпоративная культура: «Если компания заботится о сотрудниках, сотрудники заботятся о гостях».

Иными словами, под сервисом в компании понимается не просто профессионализм, но и уважительное, теплое отношение друг к другу. Поэтому официанты приветливы с посетителями, считает Ермишкина. Большинство официантов — студенты или выпускники вузов, они хорошо мотивированы, любознательны, легко обучаемы и выносливы. Минусы — сложности с графиком, но компания идет им навстречу. Впрочем, как замечает бывшая сотрудница, она никогда в жизни так не уставала, как работая в «Кофемании»: «Стоять без дела нельзя было, даже если нет гостей». Выдерживают такой темп не все. Ермишкина говорит, что правильный подбор персонала — ключевое звено сервиса, но далеко не единственное в цепочке качества. «Если нет должного обучения или стандартов, или даже есть стандарты и подготовка, но нет контроля, или наличествует все, но нет мотивации, то цепочка рвется. И тогда отдачи не будет», — объясняет она. Новичка сразу отправляют в тренинговый центр «Кофемании», где его несколько дней посвящают в философию и культуру компании.

Обучение продолжается уже на рабочем месте, где новенький два-три месяца под присмотром наставника изучает ассортимент блюд и постигает азы профессии. «Для нас постоянно проводили тренинги, описывали каждое вино, каждый коньяк и каждый коктейль, рассказывали об особенностях сортов кофе…» — вспоминает бывшая сотрудница. К клиентам новичка выпускают только после итоговой аттестации и всего к одному-двум столикам. Через три-четыре месяца он уже многое умеет и держится уверенно. «На этом уровне подготовки официант в состоянии дать гостю то, за что тот заплатил, и недовольства не возникает», — поясняет Ермишкина. Но это, подчеркивает она, еще не обеспечивает лояльности клиента к компании. Чтобы человек действительно ценил «Кофеманию», нужно чтобы официанты не просто выполняли его требования, но были способны добавить что-то свое, сымпровизировать. И задача всего обучения — вывести сотрудников на этот высокий уровень компетенции. Ермишкина приводит пример. Как-то пасмурным утром в одну из кофеен пришел постоянный посетитель. Он присел за столик и без лишних слов привычно заказал кофе «Капучино Гранде».

Традиционно бариста делают рисунки на капучино, но в этот раз сотрудник, заметив, что гость чем-то расстроен, нарисовал улыбку. Когда официант подал кофе, мужчина это оценил и заулыбался. «Это ни в одной инструкции не пропишешь», — замечает Ермишкина. Клиенты сервисом и продуктами «Кофемании» довольны. «Вкусная еда, хорошее обслуживание. В некоторых ресторанах, правда, мало места, и, следовательно, в курящей зоне бывает накурено очень. Это, наверное, единственный минус», — замечает Екатерина Быкова. В компании выстроена система контроля и мотивации сотрудников — материальная и нематериальная. Есть фиксированная часть дохода, основной доход — чаевые, которые делятся между официантами, работниками стойки, поварами и бариста.

Путь наверх ­открыт: 80% менеджеров «Кофемании» — это люди, начинавшие с низких должностей. Ермишкина подчеркивает, что отбор и обучение персонала — лишь часть общей системы управления компанией. В нее также интегрированы работа склада, закупок, кондитерского, мясного производства и цеха заготовок. «Только все это вместе делает “Кофеманию” успешной, — замечает она. — Если бы между кухней, стойкой, бэк-офисом и официантами было непонимание, то гости в зале это сразу бы на себе почувствовали».

«Азбука вкуса»: главное — дружелюбие

«Покупатель может купить одно яблоко, попросить его помыть, мелко порезать, упаковать — все это будет выполнено, — рассказывает директор по персоналу “Азбуки вкуса” Елена Цуканова. — Любая просьба, которая входит в перечень услуг супермаркета — от чистки рыбы и нарезки до праздничной упаковки, — будет выполнена независимо от того, на какую сумму покупатель планирует приобрести товар». Главное правило торговой сети — пожелание любого клиента должно быть удовлетворено. Еще в 2004 году в сети были разработаны стандарты качества обслуживания. Цуканова рассказывает, что один из базовых принципов — доброжелательность сотрудников. «И мы требуем, чтобы персонал был дружелюбен не только с покупателем, нам очень важно, чтобы такими же были отношения в коллективе, — продолжает она. — Внутренние отношения всегда проецируются на покупателей». Цуканова приводит пример: как-то на улице недалеко от супермаркета его сотрудника остановил постоянный клиент и начал расспрашивать, есть ли в продаже интересующий его товар. И сотрудник подробно все пояснил, хотя это было во внерабочее время.

«Подобные поступки и формируют образ “Азбуки вкуса” в глазах наших клиентов», — подчеркивает она. В компании очень серьезно относятся к отбору персонала. Испытанием стал 2010 год, когда компания открывала 11 новых магазинов и понадобились сразу 1500 новых сотрудников. «Это было сложное время: всегда в период массового набора встает вопрос, а не снизим ли мы качество обслуживания, не опустим ли планку», — поясняет Цуканова. В среднем, из пяти приходящих в «Азбуку вкуса» соискателей только один получает работу. Кроме того, часть людей покидает компанию в первые месяцы. Цуканова объясняет это высокими требованиями, предъявляемыми к сотрудникам: необходимо учиться, осваивать технологии. «Не все к этому готовы», — заключает она. У компании есть центр подбора персонала, каждый менеджер центра курирует группу супермаркетов. Первый отсев соискателей проходит при телефонном разговоре с сотрудником колл-центра. Основной отбор соискателей происходит на этапе собеседования. Здесь стоит задача прояснить ценности кандидата и то, насколько они совпадают с установками «Азбуки вкуса». Клиенты «Азбуки вкуса» говорят, что там можно купить продукты, которые в других магазинах найти трудно. «Типа того же французского сидра», — говорит москвич Семен Кваша. «В целом, неплохо, хороший сервис — на кассе, за прилавком, все нарежут при тебе, взвесят и т. д. В винном отделе всегда хороший консультант», — рассуждает Екатерина Быкова. Продавец «Азбуки вкуса» должен быть готов к тому, что его спросят, как был приготовлен тот или иной продукт, откуда его привезли, как выловили эту рыбу, почему она столько стоит. В магазине продается до 18 тысяч наименований продуктов и ассортимент постоянно обновляется. Чтобы ответить на вопрос покупателя о сроке хранения рыбы или рассказать ему о сортах овечьего сыра, продавец должен пройти семинар по товароведению, а чтобы заинтересовать покупателя, — тренинг по активным продажам.

«Если, не дай бог, возникнет какая-то проблемная ситуация, продавец должен всегда быть готов мирно из нее выйти — компания этому тоже учит на специальном тренинге», — рассказывает Цуканова. Если покупатель был обижен, то виновный в его обиде будет наказан — ему снизят оценку за качество обслуживания, он лишается ежемесячной премии. «Много проверок, контролируют очень… бррррр… ну оно и понятно, покупатели-то непростые. Но можно учиться чему-то, и если стараешься, — тебя поощряют», — говорит бывшая сотрудница сети «Азбука вкуса». Для компании важно, чтобы в каждом супермаркете обслуживание было на одинаково высоком уровне. «Стандарты позволяют нам определить, чем мы отличаемся от других сетей», — поясняет Цуканова. При этом стандарты обслуживания касаются любого сотрудника, если он оказался в супермаркете. Тренинговый центр обходится компании в 600 тысяч рублей в месяц. Половину своего рабочего времени тренеры проводят в супермаркетах, обучая людей прямо на местах, рассказывает Цуканова. Кроме того, в каждом супермаркете есть продавец-наставник — сотрудник, который занимается только развитием персонала. В 2011 году компания внедрила автоматизированную систему контроля и обучения сотрудников: в каждом магазине есть «компьютер ученика», на котором новичок проходит учебные курсы и видит оценку своих достижений. По словам Цукановой, чтобы стать продавцом первой категории, нужно учиться полтора-два года. Экспертами по продажам становятся через 3—5 лет работы в компании. Каждый год в компании проходит аттестация сотрудников на подтверждение категории. Зарплата продавца состоит из трех частей. Фиксированный оклад, который выплачивают за сам факт выполнения обязанностей на рабочем месте. Премия за качество обслуживания: ее дают за вежливое обращение с клиентом, знание ассортимента, соблюдение трудовой дисциплины, успехи в учебе. Вторая переменная зависит от личных продаж. Эту систему ввели четыре года назад, и сейчас в компании отслеживают показатели каждого продавца.

«Рольф»: главное — удержать клиента

Автодилер «Рольф» продает не автомобили и не сервисное обслуживание, а свободу передвижения, утверждает главный управляющий директор розничного подразделения компании Татьяна Луковецкая. «Мы предоставляем высококачественный товар — автомобиль, услугу финансирования покупки, гарантийное и постгарантийное ­обслуживание, услуги страхования, затем услуги, связанные с обменом автомобиля на новый», — поясняет она. В понимании компании сервис — это способ удержать клиента. Российский рынок высоконкурентен, и собственно торговля автомобилями приносит дилеру все меньше прибыли. «Именно в том, что продается не товар, а сервис — решение всех вопросов, связанных с покупкой и эксплуатацией автомобиля, — и состоит прибыльность модели и залог выживания дилерских центров в будущем», — уверена Луковецкая. Москвичка Елена рассказала, что больше всего она ценит в «Рольфе» то, что можно все вопросы, связанные с машиной, решать в одном месте — она здесь приобрела машину, прямо в офисе «Рольфа» купила страховку и сюда же приезжает, когда нужно оформить страховой случай. Это дорогой автосервис, продолжает она, но время — дороже. Кроме того, все чисто, удобно, мастер объясняет, что он делает. Единственное, по ее мнению, что лишнее — это поздравления с праздниками, которые она регулярно получает от «Рольфа».

«Я же понимаю, что это формальность, и гораздо больше бы укрепило мою лояльность компании сокращение времени в ожидании сотрудника», — говорит Елена. Луковецкая обращает внимание, что «Рольф» первым стал внедрять современные западные сервисные технологии на российском рынке. В 1998 году компания привезла в Россию так называемую диалоговую приемку, когда в одном месте мастер-консультант встречается с клиентом прямо у автомобиля. Ее достоинство в том, что клиенту все показывают на месте и вместе ним решают, что нужно ремонтировать. Год назад «Рольф» запустил проект «карусель» — программу, в которой учтены 16 параметров, важных для работы с клиентом. Система в нужный момент сама выдает подсказки сотрудникам: когда и по какому вопросу нужно связаться с клиентом. «Таким образом каждый сотрудник фронт-лайна, приходя на работу, видит, какое количество контактов ему нужно отработать в определенный день», — поясняет Луковецкая. Когда по этой системе начали работать первые два дилерских центра, выяснилось, что 20% клиентов «Рольфа», которые покупали там машины, в течение двух последующих лет ушли к другим автодилерам. «Просто потому, что мы им банально не звонили», — объясняет Луковецкая. Вся работа в компании основана на системе оценки эффективности. Часть зарплаты сотрудников, работающих с клиентами, зависит от отзывов последних о «Рольфе». Если раньше клиентов долго опрашивали по телефону, то в 2008 году компания внедрила новый показатель оценки NPS (Net Promoter Score), который состоит всего из двух вопросов. «Первый: порекомендуете ли вы нас своим друзьям? Второй: почему? На разговор с клиентом уходит минута. Следовательно, мы ненавязчивы и задаем вопросы по существу, и 100% наших клиентов соглашаются участвовать в опросе», — поясняет Луковецкая. 20 лет назад, когда Сергей Петров основывал «Рольф», он не брал людей с опытом работы в автомобильном бизнесе.

«Тогда были станции техобслуживания — «тех», а не «этих» — обслуживали тех, у кого есть связи, деньги», — иронизирует Луковецкая. С тех пор российский автомобильный рынок стал крупнейшим в Европе, а бизнес — вполне цивилизованным. Сейчас «Рольф» берет на работу как новичков, так и профессионалов. И всех сразу отправляют на обучение. В первые несколько дней в тренинговом центре «Рольфа» им преподают базовый курс продаж, учат азам коммуникации с клиентом, знакомят с ценностями компании. Обучение продолжается на рабочем месте: новичка прикрепляют к наставнику, который среди прочего учит тонкостям общения с клиентом. Дальше — сертификация и углубленное обучение. «Процесс обучения непрерывен, включая обучение у производителя. Мы также заказываем тренинги на рынке», — подчеркивает Луковецкая. Система контроля предполагает мониторинг общения с клиентами: тренеры центра слушают реальные телефонные переговоры, чтобы посмотреть, какие ошибки допущены. Бывший сотрудник компании подтверждает, обучение действительно на высоте. Луковецкая уверяет, что вложения в обучение персонала оправдываются. «В 2009 году мы оставили службу тренеров, потому что понимаем, что от качества работы зависит долгосрочная перспектива, — поясняет она. — Несмотря на драматическое падение продаж в 2009 году, мы достаточно успешно прошли этот тяжелый год, во многом потому, что не экономили на вещах, определяющих уровень обслуживания». У компании своя концепция обслуживания — нет разделения на шоу-румы и сервисные центры. Таким образом, поясняет Луковецкая, все, что нужно клиенту, включая множество дополнительных услуг, он может получить в одном окне. Это работает на удержание клиента. «Привлечь клиента гораздо сложнее и дороже, чем удержать того, кто уже пользуется услугами компании», — признается она. Среди услуг — кредитование, страховка, салон красоты, бильярд, ресторан, библиотека, детский уголок, переговорная с офисной техникой. В одном из дилерских центров скоро откроют кинозал. Компания постоянно вводит новые услуги. Раз в год компания возит лучших директоров в Америку на конференцию Ассоциации дилеров США, где ключевые эксперты рассказывают о новшествах. «Там у зарубежных коллег мы сидим как прилежные ученики, записываем за ними, а потом здесь внедряем новые услуги, — не скрывает Луковецкая. — В этом году, например, мы запустили продукт “сервисные контракты” и начали разрабатывать инструменты интернет-продаж». Компания, по словам Луковецкой, постоянно находится в поиске. «И именно этим, возможно, мы отличаемся от наших конкурентов», — считает она. Затраты на организацию сервиса окупают себя не сразу, но создают задел лояльности клиентов в долгосрочной перспективе. Примеры трех российских компаний показывают, что сервис может стать конкурентным преимуществом, если понимать его как часть бизнес-процесса и учитывать психологическую составляющую.

«Сервис как бизнес-процесс — это набор понятных стандартов, простой механизм обучения им персонала и мотивация к их соблюдению», — рассуждает старший менеджер PricewaterhouseCoopers Вардан Гаспарян. Особенно это важно для компаний, где потенциально высокая текучка кадров — ресторанный бизнес, ритейл. «Здесь компаниям важно строить качественный сервис не на основе опыта конкретных опытных сотрудников, а на основе стандартизированного и автоматизированного процесса, который помогает обеспечить единообразие качества», — считает Гаспарян. Это единообразие служит дополнительным стимулом продаж.

Профессор психологии, коуч-консультант Марина Мелия, обращает внимание, что важный шаг к организации сервиса — продуманный отбор персонала. «Эти люди должны иметь уважение к другому человеку, доброжелательность, оптимизм, умение вступать с ним в контакт», — отмечает она.

Не менее важно обучение. Новичка нужно посвятить в ключевые принципы компании, показать ему правильную дистанцию в работе с клиентом, объяснить, как не нарушать его личное пространство.

Кроме того, в компаниях, думающих о своих сотрудниках, обязательно учат, как общаться с клиентом. «Например, когда люди начинают работать, они сталкиваются с претензиями клиентов, и непонятно, как на них реагировать», — объясняет Мелия. Кроме того, сотрудникам нужно помочь найти необходимое разнообразие в работе, чтобы сохранить к ней интерес.

И последнее: настоящая система работы с клиентами обязательно подразумевает контроль, мотивацию и наказание. И если это не соблюдается на каком-то этапе, то сервис как система не получается, рассуждает Мелия. «Например, не отбираются правильные люди. Или вы отобрали правильных людей, но дальше их бросили на произвол судьбы в очень сложную работу с клиентами, то все, системы не будет. Или вы их обучили, но не наладили систему контроля, которая отсекает тех, кто нарушает эти правила и не поощряет тех, кто их культивирует», — заключает она.

Но если такая система выстраивается, то не важно, работает в компании пятьдесят или несколько тысяч сотрудников, все будет на уровне.