Коммуникация в компании: как устранить барьеры | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Коммуникация в компании: как
устранить барьеры

Всюду люди жалуются на недостаток прямой коммуникации с начальством.

Автор: Борис Гройсберг

Коммуникация в компании: как устранить барьеры

читайте также

Мишель Бачелет

Белл Кэтрин

Цифровые инструменты для повышения эффективности встречи

Александра Сэмюэль

Генеральный директор Google - о необычном IPO и о том, что из этого вышло

Эрик Шмидт

От ворот поворот

Ирина Пешкова

Одна из причин организационной дисфункции — отношения между руководителями и подчиненными по принципу «сверху вниз». Начальники далеки от подчиненных, сотрудники чувствуют отчуждение. Если дистанция чересчур велика, то затрудняется передача ключевой информации и существенных идей. Она растет и превращается в бездну, руководители теряют связь с рядовыми членами коллектива, отсутствует обратная связь, без которой фирма не может работать эффективно. Никто не разговаривает с подчиненными и не слышит их голоса.

Такой разрыв может проявиться в организации любого типа. Например, при опросе группы больничных работников в 2009 году мы попросили ответить «да» или «нет» на фразу: «ваша организация своевременно предоставляет сотрудникам верную и релевантную информацию о своей деятельности» — примерно одна пятая респондентов (21%) ответила отрицательно, а четверть (25%) была «не уверена».

Одно можно утверждать однозначно: если люди, к которым вы обращаетесь, «не уверены», что вы хотите им сказать и зачем, то коммуникация не удалась. И эта проблема затрагивает многих, отнюдь не только больничных работников. И в промышленных отраслях, и в обслуживании, и в крупных компаниях, и в малых — всюду люди жалуются на недостаток прямой коммуникации с начальством.

Чтобы сократить дистанцию, которая затрудняет общение или делает его вовсе невозможным, менеджерам приходится налаживать внутри компании прямые и близкие отношения. Таким образом удается организовать позитивный цикл: сближение повышает качество коммуникационных усилий, а улучшенная коммуникация в свою очередь способствует кооперации и налаженной совместной работе.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

И пусть вас не пугает своей интимностью слово «близость». Это лишь первый элемент «организационной коммуникации», первый шаг к тому, чтобы общение стало действительно общением. Лидеры стараются установить близость, преодолевая разрыв между руководством и подчиненными.

Вот четыре практических совета насчет того, как завязать диалог и сблизиться с людьми, с которыми необходимо наладить коммуникацию.

  1. Чтобы что-то узнать, нужно слушать. Лидеры, заслужившие доверие сотрудников, не просто говорят, что готовы слушать и не довольствуются серией вопросов и ответов под конец общего собрания — нет, они продумывают регулярные и структурированные формы общения и создают близость, потому что они молчат, предоставляя сотрудникам всех уровней высказаться до конца.
  2. Для лучшего эффекта нужно собираться небольшими группами. Хорошо известен принцип работы собраний: чем больше людей, тем труднее людям определенного типа взять слово. Руководители, которые хотят доподлинно разобраться в жизни своей организации и выслушать кого-то за пределами обычного круга, должны проводить персональные или немноголюдные встречи.
  3. Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели
  4. Чтобы вызвать доверие, нужно его проявить. Главный ингредиент близости — доверие. Но лидеры, умеющие выстраивать коммуникацию, знают, что доверие работает в обе стороны. Прежде чем добиваться доверия коллектива, нужно проявить доверие к людям, например, поделиться важной финансовой информацией.
  5. Чтобы стать хорошим коммуникатором, оставайтесь собой. Лучший способ сблизиться с человеком — быть открытым и откровенным. Руководители, умеющие вести разговор, ценят подлинность и открытость, они понимают, что откровенность делает их уязвимыми, и все же не прикрываются своим авторитетом.

Недостатки диалога по схеме «сверху вниз» становятся все очевиднее. Управленцы, стремящиеся к эффективности, не могут бояться близости.

Материал подготовлен при участии Майкла Слинда. Он — бизнес-консультант и автор книги «Talk, Inc.: How Trusted Leaders Use Conversation to Power Their Organizations».

Читайте по теме: