Не стратегия, а благоприятная возможность | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не стратегия, а
благоприятная возможность

И стратегия, и декларация о намерениях часто звучат как окончательное решение: «Руководители определились, а теперь выполняйте».

Автор: Джон Коттер

Не стратегия, а благоприятная возможность

читайте также

Цена социальной ответственности

Тенси Уилан,  Элиз Дуглас

Притча о мулле и водителе автобуса

Хасьянова Гульнара

Обратная сторона обратной связи

Маркус Бакингем,  Эшли Гуделл

Критиковать меньше, делать больше

Стивен Берглас

Десятилетиями я наблюдаю, как гендиректора и топ-менеджеры излагают корпоративную стратегию перед своими сотрудниками. Должен признаться, по большей части подобные выступления представляют собой весьма печальное зрелище.

Когда собирается узкий круг топ-менеджеров, то возникает три-четыре истолкования смысла сказанного и начинаются споры о том, что же начальник имел в виду. Единодушия на вершине не отмечается. Когда же организуется широкое собрание «масс», большинство смотрит пустыми глазами, пропуская всю информацию мимо ушей. Может быть, им лестно, что руководитель делится с ними столь важными планами, но за неимением соответствующего опыта и контекста они не могут разобраться в быстро мелькающих кадрах презентации PowerPoint. И уж никак увиденное не побудит их бодро подняться с утра и шагать на работу.

Доводилось мне видеть и другое: как гендиректор делится своей мечтой и заражает ею всех. Это были более короткие презентации, такие, что их можно было охватить единым взглядом, эмоционально убедительные. Слушатели начинали понимать, куда именно их хотят вести. Но на том и заканчивается временный успех «визионерской презентации». Для подлинного успеха необходимо также увязать видение будущего и повседневную стратегию, а это случается крайне редко. Хуже того: неподкрепленная стратегией мечта может показаться беспочвенной, абстрактной или даже попросту скучной.

Мы с коллегами нашли альтернативу, которая позволяет упростить коммуникацию, эффективнее вовлечь в нее слушателей и обеспечить долговременный подъем сил и энтузиазма в коллективе. Мы назвали эту стратегию «Благоприятная возможность», и я посвятил ей отдельную главу в новой книге «Accelerate». Мы использовали эти находки в практической работе со множеством различных компаний и организаций. Простая, понятная концепция — и отлично работает.

Вот вкратце в чем соль этой идеи: нужно передать аналитически точно и эмоционально описание существенной для компании перспективы развиваться и продвигаться вперед. С мечтой и стратегией эта идея связана напрямую: стратегия объясняет, что нужно для достижения мечты, мечта показывает, чего вы могли бы достичь, если реализуете свои «большие возможности».

Весьма полезно бывает изложить описание благоприятной возможности на бумаге. Это сжатое высказывание, как декларация о перспективах, и этим она отличается от обычно довольно пространной стратегии. По длине это описание не должно превышать полстраницы. Ясность и четкость — одно из его преимуществ, а другое преимущество — интонация. И стратегия, и декларация о намерениях часто звучат как окончательное решение: «Руководители определились, а теперь выполняйте». Но эффективный разговор о благоприятной возможности направляет внимание вовне, к вдохновляющей радуге будущего, а не тычет пальцем в конкретные обязанности, которые сотрудникам предстоит исполнять.

Такие сообщения похожи одновременно на удачные описания стратегии (также имеют рациональное содержание) и на правильную декларацию о намерениях (тоже эмоционально убедительны). Вот основные характеристики эффективной подачи благоприятной возможности.

Краткость. Текст не более половины страницы, зачастую достаточно и четверти. Чем короче, тем быстрее его прочтут и тем ощутимее актуальность и срочность.

Читайте материал по теме: Почему Amazon регулярно пересматривает свою бизнес-модель

Рациональность. Текст привязан к реальным событиям в самой организации и вокруг. В идеале он кратко отвечает на вопросы: что, почему, почему именно мы, почему сейчас и ради чего стараться.

Убедительность. Человек наделен не только разумом, но и эмоциями, поэтому нужно обращаться и к его сердцу. Причем к эмоциям всех присутствующих в аудитории, а не к немногим избранным.

Позитивность. Речь идет о возможности. Тон, естественно, должен быть позитивным. Не нужно подталкивать людей к действию возгласами «Пожар!» — нужно разжечь в них пламенное желание действовать.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Искренность. Заявление воспринимается как нечто истинное и подлинное. Это не пустые слова ободрения. Руководители, написавшие (или, по крайней мере, подписавшие) этот текст, должны искренне верить в него и вдохновляться им.

Ясность. Вы можете составить короткий, рациональный, убедительный… и все же не вполне ясный текст. Удачным будет такой вариант документа, который побудит людей ринуться в одном направлении, а не во все стороны.

Соответствие. Этот текст должен быть увязан со всеми стратегическими заявлениями организации или, по крайней мере, следует учесть несовпадения и возможные проблемы и приготовиться их решать.

На своем опыте мы убедились, что 75% аудитории откликается на удачный текст о возможностях, понимает его и вдохновляется им — гораздо больший процент, чем удается охватить стандартной декларацией о намерениях или подробной презентацией в PowerPoint. В нашем быстро меняющемся мире подобный подход весьма пригодится для новых и стремительных стратегических решений.

Читайте по теме: