Пора работать на публику | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Пора работать
на публику

В российской культурной традиции самопиар — не слишком распространенное явление, отношение к публичности у нас скорее сдержанное.

Автор: Борис Щербаков

Пора работать на публику

читайте также

Как мыслить креативно, когда вы испытываете стресс

Элизабет Грейс Сондерс

Почему невыспавшиеся руководители никому не нужны

Кристофер Барнс

«Harvard Business Review — Россия»: май 2018

Как бизнесу освоить научный метод

Элизабет Тенни

Президент США Гарри Трумэн после того, как он вынужденно занял пост скончавшегося Франклина Рузвельта в апреле 1945 года, по легенде, сказал: «Я почувствовал, как небо вдруг упало мне на плечи!», имея в виду, что колоссальная ответственность свалилась на него вместе с высокой должностью.

Пусть все будут живы и здоровы вечно, но момент перехода ответственности наступает у каждого стайера на длинной карьерной дистанции — и ощущения схожие при всем различии объемов, рисков и последствий решений. И вместе с расширением зоны ответственности появляется необходимость все чаще и чаще быть на публике, выполнять кучу ритуальных обязанностей, «продавать» себя и свой бизнес дальше и дальше, завоевывать интерес инвесторов внешних и внутренних: то есть становиться человеком публичным.

Будем считать, что вы экстраверт, тогда вам несказанно повезло, ибо вам не придется переступать через себя, очередной раз выходя в свете софитов и под звуки фанфар для открытия какой-нибудь конференции или получая микрофон из рук ведущего очередного телешоу с вашим участием, или просто готовясь выступить на семинаре-тренинге руководства с собственной презентацией. Потому что если вы интроверт и у вас душа лежит к более спокойной работе без шума и пыли, без лишней публичности, то ваш персональный вызов на несколько порядков выше.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Вот тут уж, действительно, покажется и «небо в овчинку», такой будет психологическая нагрузка. Но, увы, особенности вашего характера вряд ли будут приняты во внимание, и вам придется играть по общим правилам, а они таковы, что публичные выступления превращаются для вас в своеобразный инструмент укрепления своей карьерной позиции и дальнейшего роста.

Представители других европейских культур быстро раскусили эту нехитрую задачку и вовсю пользуются этим инструментом для создания собственного имиджа, повышения персональной значимости и для лишней самопрезентации. Зачастую весьма топорно, нарочито, гротескно, если говорить честно, но целей своих они, как правило, достигают.

В российской культурной традиции самопиар — не слишком распространенное явление, отношение к публичности у нас скорее сдержанное. Скромнее мы или по крайней мере выглядим таковыми, хотя и не все.

Безусловно, знание корпоративного английского является фундаментальным требованием, свободное «говорение» с больших или малых трибун с отскакивающими от языка штампами, грамматически правильное — это «обязательно» (it’s a must). Фонетика не столь обязательна, вы можете говорить со своим привычным акцентом, хотя, по-моему, лучше все-таки напрячься и зазвучать профессионально по-английски. Но это отдельная большая тема. Изучение языка требует самоорганизации и дисциплины, заставить себя трудно, но нужно уметь формировать свой словарь, тренироваться выступать перед зеркалом, заставлять себя читать профессиональную литературу и т. д.

Читайте материал по теме: Как успешно сочетать карьеру и личную жизнь

Других премудростей здесь нет, только работа и еще раз работа, как в любом деле. Полезно пройти пару тренингов по отработке публичных выступлений и презентаций, хотя, на мой взгляд, лучшим тренингом является практика, с которой вы неизбежно сталкиваетесь в своей работе на многочисленных «партсобраниях» и конференциях.

Внимательно подмечая, как звучат и что говорят ваши коллеги и руководство, отслеживая реакцию зала, вы быстро получите полезные практические подсказки и для себя, когда в следующий раз вам выпадет шанс выступать. В правилах публичного выступления и презентации много простого здравого смысла, и если об этом не забывать, то характерных ошибок начинающего оратора избежать довольно просто.

Ведь очевидно, что вполголоса или мимо микрофона в большом зале говорить вы не станете, а станете говорить громко и в микрофон, не размахивая им как первомайским флажком на демонстрации трудящихся. Вряд ли вы так же будете разговаривать со стенкой, на которой проецируется ваша выстраданная презентация, а обратитесь к залу, внимающему вам и уже, вероятнее всего, прочитавшему 10 строчек на этом слайде, так что зачитывать их вам уже не нужно, а нужно добавить информации или эмоции. Или того и другого: но только не читать собственные слайды!

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Обо всем этом твердят на тренингах, но положа руку на сердце разве это не очевидные вещи? Демосфен, по преданиям, набивал рот камнями, тренируя свое ораторское искусство. В наше время можно просто позаниматься со своим гаджетом, послушать себя, посмотреть на себя со стороны, определить ошибки в мимике и речи, потренировать не менее важный «язык тела» для достижения требуемого результата.

Вот тогда вы будете вполне довольны собой. Самое время пригласить либо профессионального консультанта по презентациям, либо выслушать советы бывалого коллеги — взгляд постороннего всегда поможет качественно улучшить «продукт» на выходе. На этом не стоит экономить. Это умение (быть публичным) может стать катализатором вашей карьеры, ведь, представляя себя в лучшем свете, вы неизбежно проецируете этот свет на всю корпорацию, в которой работаете. Представительская функция входит в ваши должностные обязанности, так что альтернатива в виде скромного, сдержанного и молчаливого в природе руководителя если и существует, то это скорее исключение, чем правило. Придется учиться быть публичным.

Читайте по теме: