Сберечь и защитить: что делать предпринимателю в кризис | Большие Идеи
Кризис-менеджмент

Сберечь и защитить: что делать предпринимателю в кризис

Александр Чачава
Сберечь и защитить: что делать предпринимателю в кризис
Фото: Aleksandr Ledogorov / Unsplash

С 24 февраля вся команда венчурной фирмы LETA Capital занята помощью портфельным компаниям. Некоторые основатели оперативно и профессионально отреагировали на вызовы, другим мы смогли оказать поддержку, а заодно консолидировали полученную информацию для всего русскоязычного ИТ-сообщества, которое столкнулось с непредвиденными трудностями. Вот основные советы, которые, думаю, помогут лидерам структурно подойти к возникшим проблемам.

Первые шаги для обеспечения уверенности в себе и преодоления беспокойства

1. Не принимайте поспешных решений, поддавшись панике.

2. Позаботьтесь в первую очередь о семье. Супруги, дети, родители, братья и сестры — если они не будут в порядке и в безопасности, то о бизнесе думать будет сложнее.

3. Составьте список всех текущих трудностей и проблем, приоритизируйте его.

4. Подумайте, кто в вашем окружении обладает достаточной экспертизой, чтобы помочь вам решить обозначенные проблемы. Подумайте также, чем вы можете быть полезны своим партнерам, клиентам, сотрудникам, инвесторам в условиях нестабильности и неопределенности.

5. Распишите разные сценарии и риски, которые могут возникнуть в личной жизни и в бизнесе. Постарайтесь представить себе негативный, нейтральный и позитивный варианты развития событий, понять, какие ресурсы могут понадобиться в будущем. Это необходимо для того, чтобы быть готовыми к изменениям и не чувствовать себя загнанными в угол.

Проверка финансовой устойчивости компании в условиях санкций

1. Принимайте решения на основе достоверной информации из официальных источников (одни из них — сайты SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons), OFAC (Office of Foreign Assets Control), Official Journal of the European Union), регулярно следите за изменениями: ситуация меняется динамично. Даже в выходные.

2. Проверяйте контрагентов — клиентов, заказчиков, партнеров, поставщиков, расчетные банки — на попадание в санкционные списки. Если компания в листе SDN — Specially Designated Nationals And Blocked Persons List, а вы планируете развивать глобальный бизнес, то с таким контрагентом придется прекратить отношения из-за риска вторичных санкций.

3. Одновременно пользуйтесь услугами нескольких банков, желательно по всему миру. Попадание банка в SDN в большинстве случаев означает практически мгновенную блокировку международных платежей.

4. Рост ставок, инфляции и волатильность курса — новая реальность. Стоит применять стандартные подходы:

● избегать валютных расходов (или хотя бы минимизировать их) в случае высокой доли рублевых доходов;

● оптимизировать расходы и работать над повышением операционной эффективности;

● проводить предстоящие расходы, от которых нельзя отказаться, оперативно/на текущих условиях.

Забота о сотрудниках и мотивация команды

советуем прочитать

Об авторе

Александр Чачава — управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Три цены одного товара
Рафи Мохаммед