Ловить персонал Сетью?
Артем Кумпель
При поиске и подборе персонала компании все активнее используют онлайн-инструменты, но и от офлайн-рекрутинга отказываются немногие. В каких случаях эти методы следует разделять, а в каких — сочетать?
Рынок рекрутинга продолжает двигаться в сторону цифровизации. Согласно исследованию «Авито Работы» и HR Messenger, 68% россиян предпочитают пользоваться чат-ботами для взаимодействия с компаниями и сервисами — в частности, при трудоустройстве ими пользуется четверть молодых людей в возрасте до 25 лет. Несмотря на глобальный тренд автоматизации процессов, крупные российские рекрутинговые сервисы сходятся во мнении, что офлайн в тех или иных форматах не утратит своей актуальности. Однако это будет касаться небольшой категории профессий.
Рассмотрим некоторые инструменты онлайн- и офлайн-рекрутинга, попробуем оценить их эффективность и определить, когда стоит прибегать к цифровым форматам, а в какой ситуации уместны «аналоговые» варианты привлечения персонала.
24/7
Платформы для найма давно предлагают большое количество автоматизированных HR-сервисов. Например, чат-боты позволяют обрабатывать отклики, собирать базовую информацию о соискателях и сохранять ее в ATS-системах (системах управления кандидатами) компаний. Рекрутерам лишь остается назначить интервью с теми, кто в наибольшей степени подходит под требования вакансии.
Еще одно преимущество бота в том, что он готов общаться с кандидатами в режиме 24/7. Скажем, соискатели на позиции курьеров, по данным партнеров онлайн-ритейлера «Самокат», часто откликаются на вакансии в нерабочее время, и бот всегда готов ответить на их вопросы. Технологии постоянно развиваются, и чат-боты на базе искусственного интеллекта становятся все «человечнее» и «эмпатичнее». Благодаря этому партнеры сервиса уже расширили кандидатскую воронку на 15%, а средний срок выхода курьеров на работу и первую доставку после подключения чат-бота сократился до полутора дней.
В программу также можно заложить и дополнительные вопросы, позволяющие выяснить детали: например, готов ли соискатель выходить в ночные смены и выполнять работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей. С помощью чат-бота компания FM Logistic значительно увеличила число релевантных откликов среди соискателей.
Нанять и удержать
Обычной практикой в последние годы стали онлайн-собеседования. Закрыть вакансию можно буквально за несколько дней, в ряде случаев — даже за один. Некоторым работодателям без этого инструмента не обойтись. Например, в компании «Газстройпром», которой сегодня требуется более 11 000 сотрудников, в дистанционном формате проходят до 90% всех собеседований: подбирать персонал для работы на стройках в отдаленных регионах приходится по всей России.
Не только привлекать, но и удерживать штатных сотрудников помогает другой инструмент — сервис досрочных выплат денег персоналу (pay on demand). Подключиться к нему можно, в том числе, через платформы по поиску работы, не меняя процессов внутренней бухгалтерии компании. Исследования «Авито Работы» показывают, что получать зарплату чаще двух раз в месяц хочет больше половины соискателей (52%), а вакансии с ежедневными выплатами входят в топ-5 самых популярных. Организации, внедрившие этот сервис, отмечают, что на некоторые вакансии количество откликов возрастает в разы, при этом уже работающие сотрудники трудятся с большей отдачей, а их лояльность компании повышается. Например, в ГК «Эксцельсиор», оказывающей услуги аутстаффинга и аутсорсинга персонала, сервис досрочных выплат существенно сказался на мотивации персонала компаний-клиентов: на 15% снизилась текучесть линейных сотрудников, работающих вахтовым методом.