Как правильно выбрать карьеру? | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно
выбрать карьеру?

Мы все хотим выбрать карьеру, которая сделает нас счастливыми.

Автор: Хайди Грант Хэлворсон

читайте также

Ода несовершенному руководителю

Ванда Орликовски,  Дебора Анкона,  Питер Сенге,  Томас Мелоун

Почему мы любим оценивать и не умеем развивать

Алексей Улановский

Чему американской электронной коммерции стоит поучиться у своих иностранных подражател Amir-abbas Abdolaliей?

Кен Калхун

Комплекс полноценности

Коротов Константин

Выбор профессии (или ее смена), для большинства из нас, дело нелегкое, стоящее немалых нервов. Многие будут говорить вам: «слушайте свое сердце», или «делайте то, что любите, к чему у вас страсть», но, как доказывает Кэл Ньюпорт в своей книге «So Good They Can't Ignore You», это не очень полезные советы. Когда я окончила университет, мне много что нравилось. Но сказать, что я чувствовала к какому-то делу любовь, или даже страсть, - все же было бы большим преувеличением.

Мы все хотим выбрать карьеру, которая сделает нас счастливыми, но откуда нам знать, что это может быть? Исследования говорят о том, что люди, как правило, совершенно не умеют предугадывать, что они будут испытывать, занимаясь тем или иным делом в будущем. Мы все знаем немало людей, которые были уверены, что правильно выбрали профессию, но в итоге возненавидели ее. Да и действительно, как я могу знать, что буду счастлива, если стану банковским инвестором, или художником, или профессором, если ничем подобным я никогда раньше не занималась? Кто, за всю историю человечества, выбрал работу, где все оказалось в точности так, как он себе представлял?

Но если страстное увлечение и ожидаемое счастье не могут быть ориентирами для выбора профессии, то что может? Начнем с того, что имеет смысл выбирать карьеру, соответствующую вашим умениям и системе ценностей. Если у вас есть какое-то представление о себе (как хотелось бы надеяться), то это уже неплохое начало.

Менее очевидный, хотя и не менее важный момент – нужно выбирать работу, которая будет соответствовать вашей мотивации.

В своей новой книге «Фокус», написанной в соавторстве с Тори Хиггинсом из бизнес-школы Колумбийского университета, я показываю, что есть два типа мотивации для достижения поставленных целей.

Многие из нас видят свои цели (на работе и в жизни) как возможности для продвижения, роста, достижений, и получения наград. Мы думаем о том, что нам принесет успех в достижении целей. Если вы воспринимаете свои цели именно в таком ключе, ваш мотивационный фокус – «продвижение».

Остальные ставят во главу угла надежность и безопасность: для них главное не потерять все, ради чего они трудились. Если ваш мотивационный фокус – «предотвращение», вы хотите избежать опасности, выполнить свои обязательства, быть для окружающих надежным человеком. Вы стемитесь к тому, чтобы все работало гладко.

На самом деле, в мотивации каждого из нас присутствуют и продвижение, и предотвращение, но все же у каждого есть свой доминантный мотивационный фокус в той или иной области жизни, как, например, работа, любовь, или родительство. Важно понимать, что люди, ориентированные на продвижение, и те, кому важно сохранить сделанное, - именно из-за разницы в мотивации – имеют разные сильные и слабые стороны. Вкратце, я имею в виду следующее:

Ориентированные на продвижение прекрасно проявляют себя

• В творчестве и инновациях

• Когда нужно использовать возможности

• В делах, сопряженных с риском

• Там, где важно работать быстро

• Когда необходимо видеть много вариантов и альтернатив

• Когда требуется абстрактное мышление

(К сожалению, эти люди таже склонны чаще ошибаться, их отличает чрезмерный оптимизм, они зачастую рискуют без необходимости и поэтому терпят неудачи.)

Людей, чей мотивационный фокус – «предотвращение» отличают -

• Доскональность и внимание к деталям

• Аналитическое мышление и логика

• Грамотное планирование

• Аккуратность (безошибочны в работе)

• Надежность

• Прогнозирование трудностей

(К сожалению, такие люди боятся перемен и не всегда используют существующие возможности, им не хватает гибкости, и они медленно работают. Прилежание требует времени.)

Зная свой доминантный мотивационный фокус, вы сможете лучше оценить, к какому виду деятельности вы более приспособлены, и какие должности в вашей организации вам больше подходят. Более десяти лет исследований показали, что когда работа соответствует мотивационному типу, то повышается не только эффективность труда, – люди с большим интересом и эмоциональной вовлеченностью относятся к своей работе, больше ее ценят.

Если ваш мотивационный фокус – продвижение, ищите работу, где у вас будет шанс расти и подниматься по карьерной лестнице. Вам подойдут производственные отрасли с быстрым темпом работы, где товары и услуги постоянно меняются, и где крайне важна способность видеть новые возможности, - например, технический сектор или социальные медиа. Если использовать спортивную аналогию, вам подойдет карьера нападающего – где для победы необходимы смелость, скорость и нестандартное мышление.

Если же ваш мотивационный фокус – предотвращение, ищите работу, которая даст вам ощущение стабильности и защищенности. У вас здорово получается следить за тем, чтобы все работало, вы справляетесь со сложными вещами, и в случае кризиса можете в кратчайшее время предложить запасной вариант (или даже несколько) действий? Подумайте о профессиях, где ценятся основательность и внимание к деталям – например, юрист или специалист по базам данных. Вновь проводя аналогию со спортом – лучше всего вы показываете себя в позиции защитника – вы издалека различаете угрозу и умеете защитить свою компанию или клиентов.

Но как же быть с предпринимателями? – спросите вы меня. – Если я хочу открыть собственный бизнес, какой мотивационный фокус мне нужен?

Правда в том, что для любого успешного предприятия нужны оба, и продвижение, и предотвращение. Предприниматель, мотивированный только продвижением, конечно, может начать бизнес, но сохранить его надолго вряд ли удастся, так как такой человек будет не готов к неизбежным трудностям. Если же предприниматель мотивирован исключительно стремлением предотвратить потерю созданного, он будет настолько загружен трудностями, что на развитие бизнеса его уже не хватит.

Это одна из причин, по которой важность хорошего партнерства трудно переоценить: часто нужен Стив Джобс, чтобы увидеть потенциал той или иной задумки, но необходим и Стив Возняк, чтобы реализовать эту задумку. Так что если вы начинаете новое дело, убедитесь, что у вас есть здоровое равновесие между двумя типами мотивации.