Сотрудники умеют мстить | Большие Идеи
Управление персоналом

Сотрудники умеют мстить

Мария Подцероб / "Ведомости"
Сотрудники умеют мстить
hbr.org

Даниил Сергунин, совладелец компании «Энерджи фуд рус», недавно довольно резко объявил одному из своих менеджеров об увольнении. Тот проработал в компании недолго, поначалу выглядел настоящим профи, но потом оказалось, что с поставленными задачами он не справляется. Разговор об увольнении застал менеджера врасплох, он вспылил и хлопнул дверью. Сергунин тут же приказал закрыть доступ менеджеру к корпоративной почте: он боялся, что в запале менеджер начнет рассылать порочащие компанию письма.

Подобные истории часто заканчиваются плохо для работодателя. Волна увольнений в 2014–2015 гг. обозлила людей: потерявшие работу сотрудники часто не получали ни обещанных премий, ни выходного пособия, говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» группы «Альфастрахование». До сих пор суды завалены жалобами работников, оспаривающих увольнение. Таких дел в судах стало в 2 раза больше по сравнению с докризисным временем, констатирует партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина.

В российских компаниях людей часто увольняют так, что они считают себя несправедливо обиженными и на волне эмоций начинают мстить, говорит партнер Alex Primus Executive Search Марат Яфизов. О желании отомстить бывшему работодателю заявило три четверти участников анонимного опроса «Альфастрахования». Правда, только 2% сказали, что готовы к активным действиям, и лишь 1% уже воплотил план мести в жизнь. В опросе участвовали сотрудники 100 российских компаний с оборотом от 100 млн руб.

Босс желает познакомиться

Бывшие сотрудники «Евросети» нередко жалуются на интернет-форумах на своего работодателя. Люди критикуют бывшее руководство, пишут об ужасных условиях труда, о 13-часовом рабочем дне, о завышенных планах продаж и попытках менеджеров заставить сотрудников за собственные деньги приобретать товары, чтобы выполнить план. Весной этого года президент «Евросети» Александр Малис признался «Ведомостям», что нарушения возможны. По его словам, никто не должен принуждать продавцов выкупать какие-либо товары для выполнения плана, но Малис не исключает, что отдельные злоупотребления такого рода все же случаются.

Негативные отзывы о бывшем работодателе в социальных сетях или на сайтах, где размещаются черные списки работодателей, – один из самых популярных способов отомстить компании, свидетельствует Яфизов. 25% таких мстителей, как показал опрос «Альфастрахования», стремятся насолить не столько компании, сколько своему руководителю персонально – они, например, размещают фотографии и контактные данные бывшего босса на сайтах знакомств. Еще 7% анонимно сообщают близким людям экс-начальника неприятные подробности его личной жизни, о которых родственники не осведомлены.

Понять, что человек будет вести себя таким образом, можно задолго до его увольнения, считает председатель совета директоров группы компаний «Серчинформ» Лев Матвеев. Если в компании, говорит он, налажена работа службы информационной безопасности, то она может отслеживать негативные посты сотрудника о компании, его жалобы на начальство в соцсетях и по скайпу, а затем поставить в известность службу персонала. Если вовремя не принять меры и не поговорить с сотрудником, расставание с ним вряд ли будет мирным.

Стереть базу

Довольно распространенный способ мести – намеренное удаление из рабочего компьютера информации, которая может работодателю пригодиться, выяснили исследователи. 20% респондентов признались, что намеренно удаляли из компьютера полезные файлы, например клиентские базы, а 4% и вовсе отформатировали жесткий диск, не оставив ничего в наследство новому сотруднику. Юрий Дорфман, партнер Cornerstone, вспоминает множество подобных случаев из практики работодателей-клиентов.

В России многие сотрудники считают, что информация, которую они собрали, или клиенты, которых они привели, являются их личной собственностью, а не собственностью компании, рассказывает гендиректор IBS Сергей Мацоцкий. «Человек говорит: я принес компании много денег. Но при этом забывает, что смог это сделать, потому что работал в компании с известным брендом», – говорит он.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Без комплексов?
Гусинская Ирина