читайте также
Рынок труда продолжает оставаться рынком соискателя — уровень безработицы в России, согласно прогнозу ЦБ, по итогам 2024 года составит рекордно низкие 2,6%. Пытаясь заработать дополнительные очки в борьбе за привлечение и удержание сотрудников, компании все чаще смотрят в сторону нематериальных бонусов: развивают бренд работодателя, корпоративную культуру, предлагают различные инструменты заботы о сотрудниках, в том числе well-being программы.
По данным hh.ru, в 2023 году российские компании на 58% чаще, чем в 2022-м году, предлагали сотрудникам well-being бонусы — консультации психологов или юристов, добровольное медицинское страхование (ДМС) и возможности для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ), гибкий или гибридный график, компенсацию питания и pet friendly культуру (доступную среду для сотрудников с питомцами).
В последнее время термин well-being нередко подменяется более ярким и привлекательным понятием «счастья на работе». Но программы льгот и комфортный офис — лишь необходимое, но недостаточное условие для обеспечения эффективности и вовлеченности сотрудников.
...
Концепция Well-being стала популярной в 2010-х годах благодаря книге «Wellbeing: The Five Essential Elements». Ее авторы — консультанты-исследователи Института Gallup Джеймс Хартер и Том Рат. В рамках этой работы Gallup выпустил глобальное исследование, которое проводилось на протяжении 50 лет, охватывало более 150 стран и позволило получить представление о благополучии примерно 98% населения земного шара.
В результате исследования консультанты установили пять основных элементов благополучия:
Профессиональное благополучие (как вы проводите свое рабочее время, или попросту любовь к делу, которым вы занимаетесь изо дня в день);
Социальное благополучие (личные отношения с другими людьми);
Финансовое благополучие (эффективное управление материальной стороной жизни);
Физическое благополучие (крепкое здоровье и достаточное количество сил, чтобы справляться с повседневными задачами);
Благополучие в среде проживания (ощущение причастности к жизни окружающего общества).
Эти элементы стали основой комплексного понимания концепции well-being, задав ориентиры при построении корпоративных программ для сотрудников. Наиболее распространенной частью well-being пакета в российских компаниях традиционно является расширенный ДМС со стоматологией, согласноисследованию «СберЗдоровья» и Atsearch Group «HR 2023—2024: приоритеты, эффективность HR-процессов и забота о сотрудниках». В топ-5 также входят услуги психолога (в тренде на заботу о ментальном здоровье), скидки на продукцию компании, дополнительные дни отпуска, спортивные марафоны.
Прошлогоднее исследование hh.ru подтверждает, что самым популярным well-being бонусом стали ДМС и возможности для ЗОЖ. Далее — занятия фитнесом или йогой (18%) и гибкий или гибридный график (17,6%). За год выросла популярность консультаций психологов и юристов, а также компенсации питания.
На Западе (точнее, в США — родоначальнике-популяризаторе этой концепции) в компаниях давно предлагают широкий пакет компенсаций и льгот. Согласно SHRM 2024 Employee Benefits Survey, проводимом среди 4500 американских компаний, самым значимым типом льгот остается забота о здоровье. Также из бонусов, которые относятся к well-being программе, можно отнести гибкий график (70%), профессиональное развитие (65%), здоровый образ жизни (48%), обучение (42%).
В основе концепции well-being лежит идея, что здоровый, удовлетворенный и сбалансированный сотрудник работает более результативно и эффективно.
За счет усилий в этом направлении можно достичь повышения производительности труда, снижения абсентеизма (пропусков работы) и текучести, роста вовлеченности сотрудников и улучшения имиджа работодателя.
По данным исследовани я CIPD, проведенного в 2023 году в компаниях Великобритании, 70% организаций используют программы well-being для того, чтобы повысить вовлеченность сотрудников, 59% — чтобы удержать их, 47% — как часть ценностного предложения для привлечения работников, 33% — способ улучшения производительности, 22% — решение для ESG и социальных целей.
Well-being и счастье
Кажется, что с well-being может быть не так? Плюсы внедрения таких программ в компаниях очевидны. Но вот что интересно — практики well-being все чаще начинают называться заботой о счастье сотрудников. Например, в интернете можно найти вакансии «менеджеров по счастью» с обычным функционалом отдела компенсаций и льгот.
В некоторых крупных компаниях существует роль директора по счастью (Chief happiness officers, или CHO). Родоначальником «жанра» многие называют Рональда Макдональда, который стал первым «директором счастья» в 2003 году. В числе работодателей, которые уделяют большое внимание эмоциональному климату в офисе и чувствам своих сотрудников, отметились Google, Zappos и Virgin — департаменты счастья действуют там с 2010-х. В России есть целое направление образовательных программ, курсов в бизнес-школах, где обучают директоров по счастью (например, программа в университете Universal University).
Казалось бы, что плохого в том, что компании приравнивают well-being к понятию счастья? Кто-то считает, что это просто нейминг, отражающий попытки компаний выгоднее презентовать себя кандидатам в погоне за талантами. Но даже если обычный HR-специалист начинает называться менеджером по счастью, то фактически в его работе ничего не меняется, и он продолжит заниматься управлением мотивацией персонала, организационной эффективностью, поддержкой корпоративных мероприятий.
Так в чем же счастье?
Чтобы лучше разобраться в вопросе, мы решили провести исследование и выяснить, что же такое «счастье на рабочем месте» для сотрудников российских компаний.
Достаточно ли им корпоративных well-being программ, чтобы чувствовать себя счастливыми? Будет ли человек счастлив, работая в гибком графике, с хорошей медстраховкой и бесплатными услугами психолога, но каждый день сталкиваясь с неэффективным руководителем и токсичными коллегами?
Если не well-being программы, то что влияет на «рабочее счастье»?
Согласно исследованию, основа счастья на работе — это социально-психологические факторы. Главное — здоровая атмосфера в коллективе (отметили 82% респондентов). Важность вдохновляющей и развивающей среды профессионалов подчеркнули 59%, поддержку и понимание со стороны коллег — 49%.
Второй ингредиент счастья сотрудников — руководитель. 71% респондентов говорят о том, что для них важно уважительное отношение со стороны начальника, 64% — чувство безопасности при взаимодействии с ним, 49% — внимательное отношение и поддержка в сложных ситуациях, 48% — поддержка мотивации со стороны руководителя.
И, наконец, третий значимый ингредиент счастья — смыслы и ценности, потребности в признании и самореализации. 77% респондентов выделяют ощущение полезности своей работы, 75% — понимание смысла или идеи своей работы, 65% — чувство собственной значимости и признание заслуг, 51% — потенциал карьерного роста, 50% — возможности для творческой реализации. Важно отметить, что и этот ингредиент «живет не сам по себе», а также зависит от руководителя: в его власти способствовать карьерному продвижению, придавать работе значимость… или не делать ничего из перечисленного.
Показательно, что, отвечая на вопрос о том, что может разрушить их счастье на работе, респонденты чаще всего упоминали неуважительное отношение со стороны руководства, а именно грубое обращение, обесценивание результатов и заслуг, блокирование карьерного или профессионального роста.
Исследование показывает: счастье сотрудников на работе зависит от здоровой атмосферы в коллективе, уважительного отношения со стороны руководителя и осознания смысла и ценности своей работы.
Дело не в названии — главное, чтобы работало. Или нет?
По данным того же исследования CIPD, только 27% компаний оценивают эффект well-being программ на состояние и продуктивность сотрудников. Однако ключевыми метриками остаются невыход людей на работу по болезни и уровень оттока персонала, а преимуществами таких программ для бизнеса — вовлеченность сотрудников.
Данные исследования «СберУниверситета» показали, что есть прямая корреляция между счастьем и эффективностью работы, ее отметили 97% респондентов, из них 43% — сказали о максимально сильной зависимости.
Программы well-being — это лишь гигиенический фактор. Они влияют на состояние сотрудников через улучшение условий труда, создание комфорта, насыщение жизни работников эмоциями. Чем лучше организованы такие программы, тем выше вероятность того, что люди будут ощущать себя удовлетворенными своей работой и счастливыми. Well-being — то, чем работник может воспользоваться. Но не то, что формирует среду, в которой он находится и воплощает свой потенциал.
Компании будут добиваться высочайших результатов, только создавая внутри себя продуктивную рабочую среду — такую, в которую человеку захочется приходить каждое утро и где все будет способствовать реализации его сил и таланта.
Продуктивная рабочая среда — это пространство, где обеспечены факторы, воспринимаемые людьми как «элементы счастья»: здоровый коллектив, профессиональный руководитель, большие цели.
То, что нельзя получить по контракту, а можно только почувствовать.