Психология подковерной политики | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Психология
подковерной политики

В любой организации интриги и подковерная политика неизбежны. И коренятся они в психологии.

Автор: Томас Чаморро-Премузик

Психология подковерной политики

читайте также

Какие советники нужны стартапу

Керри МакФерсон

Чтобы вам доверяли, станьте чуточку добрее

Тим Леберехт

Обратите внимание на ваши корпоративные эксперименты

Майкл Лука

Руководство для переговорщиков в эпоху социальных сетей

Айзек Зильберберг,  Бен Кук,  Джеймс Себениус,  Дэвид Лакс,  Пол Леви,  Рон Фортганг

В любой организации интриги и подковерная политика неизбежны. И коренятся они в психологии. Во-первых, работа включает в себя человеческие взаимоотношения, то есть нужно искать компромисс между желаниями одного человека и желаниями другого, а они зачастую противоречат друг другу. Во-вторых, Homo sapiens — существо эмоциональное, на него влияет множество порой неосознаваемых потребностей и страхов. Великий Дейл Карнеги, разбиравшийся в сути подковерной игры лучше всех, однажды сказал: «Имея дело с людьми, помни: они руководствуются не логикой, а эмоциями».

В результате подковерная политика оказывает давление на формальную иерархию и нарушает ключевые для компании процессы, усложняет выполнение простых задач, вызывает раздражение сотрудников, снижает эффективность работы. Сотрудники понапрасну тратят свои силы. По большей части основная причина стрессов и эмоционального выгорания персонала на работе кроется именно в подковерных интригах. Сколько людей даже среди наших знакомых загубили свою карьеру только потому, что не справлялись с внутренними интригами — не спасли ни талант, ни усердная работа, ни самые лучшие намерения. В этом смысле подобная «политика» — то неизбежное стихийное бедствие, с которым приходится считаться, иначе попросту не выжить в жестком корпоративном мире.

Дарвиновский подход к подковерным интригам в организации первым отметил психолог Роберт Хоган, написавший, что динамика, лежащая в основе отношений на рабочем месте, сводится к трем основным эволюционным потребностям или мотивациям. Во-первых, это потребность уживаться с другими, она способствует сотрудничеству и побуждает нас жить группами. Коллеги, современный эквивалент племени охотников-собирателей, становятся для нас ближайшими людьми, среди которых мы должны наладить отношения и утвердить себя. Вторая потребность — выдвинуться — порождает борьбу за власть внутри группы. Некоторые люди охотно берут на себя руководство группой и действительно к этому способны, но рано или поздно другие ее члены бросают им вызов и начинаются внутренние раздоры и состязания. И наконец, группы — в особенности большие группы, целые компании и организации — задают контекст, в котором человек может обрести смысл. Это экосистема, образующая своего рода призму, сквозь которую мы смотрим на мир. Учитывая, как много времени мы проводим на работе — треть своей взрослой жизни — от организации в первую очередь зависит, будет ли удовлетворена третья эволюционная потребность: потребность в смысле.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

Зигмунд Фрейд отметил, что хотя человек — существо общественное, совместная жизнь дается нам с трудом. Он сравнил людей с ежиками зимой: те и рады бы прижаться потеснее, чтобы согреться, но как только они слишком сближаются, они колют друг друга острыми иголками. То же правило господствует и в динамике организационных отношений: в одиночку не справишься, а иметь дело с другими людьми всегда затруднительно.

Означает ли это, что от внутриофисных интриг нам никуда не деться, и раз так, можно с тем же успехом поощрять их, а не бороться и тратить силы впустую?

Не совсем. Важно понять, что неуправляемые интриги подрывают организацию. Руководители не всегда это осознают: поскольку они сами приходят к власти за счет умелых интриг и склонны увековечивать эту тенденцию, а не противостоять ей. Мало кто склонен выходить из игры, если он или она все время выигрывает. Но для большинства сотрудников эта подковерная борьба — разрыв между тем, что должно быть и что есть. Она сводит на нет все их усилия и жертвы. Большинство сотрудников лишаются стимула и организуются лишь по принципу борьбы против ближайшего или высшего начальства… тогда плохи дела у компании, очень плохи.

Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

Менее вредны те организации, в которых менеджеры умеют укреплять совместную работу всех членов коллектива и добиваться общей эффективности. Для этого нужно осознать психологические истоки внутриофисной борьбы и сделать две вещи: лучшие руководители начинают следить за собой и за тем, как и чем они мотивируют других. Такие управленцы приводят в должное соответствие свои слова и поступки, они умеют награждать подчиненных за хорошее исполнение своих обязанностей и требовать ответа, если задание сорвано.

То есть хорошие менеджеры сосредотачиваются на лучших свойствах человека, которые помогают ему лавировать внутри офисных интриг и хорошо делать свое дело: это социальные навыки, эмоциональный интеллект и интуиция. Они понимают, что если предстать перед сотрудниками эгоистами, некомпетентными, лицемерами, склонными к тайным интригам и сохранению устоявшейся иерархии в закостенелом виде, то интриги уничтожат всю организацию. Умные руководители стараются показать себя компетентными, открытыми, доступными и даже самоотверженными людьми.

Мотивируя сотрудников на усердную работу, они не сталкивают их друг с другом, а побуждают превзойти общего «врага»: конкурентов компании. Они ставят значимую цель, предъявляют то видение, которое побуждает членов коллектива трудиться ради общей цели. Тогда команда сосредотачивается на победе над конкурентами, а не на внутренних раздорах.

Читайте по теме: