Что нужно команде стартапа, чтобы добиться успеха | Большие Идеи

・ Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно команде стартапа, чтобы
добиться успеха

Почему опыт участников стартапа может не привести его к успеху

Автор: Ева де Мол

Что нужно команде стартапа, чтобы добиться успеха
Jekaterina Nikitina/Getty Images

читайте также

Есть куда расти

Конструктор для инноватора

Возрастные рамки управленческой карьеры

Борис Щербаков

Безоговорочное исполнение

О’Брайен Луиза,  Стюарт Томас

читайте также

Оценивая стартапы, венчурные инвесторы внимательно изучают финансовую составляющую бизнеса. Есть ли у компании интересная бизнес-модель? Насколько широк целевой рынок? Каковы планы роста? Чтобы найти ответы на эти вопросы и убедиться в том, что никакие финансовые детали не утаиваются, инвесторы нанимают дорогостоящих специалистов и используют комплексные инструменты для оценки данных.

Но когда речь заходит о команде стартапа, главным инструментом ее оценки становится интуиция. Это не самый удачный подход. Данные говорят о том, что 60% венчурных инвестиций неудачны именно из-за проблем с командой.

Как же определить, успешна ли команда стартапа?

Распространенный ответ — рассмотреть предыдущий опыт участников команды, их знание продукта и специализированные навыки. Но достаточно ли команде прошлого опыта, чтобы хорошо работать вместе сейчас? Мы изучили этот вопрос на основе данных 95 новых стартап-команд в Нидерландах и обнаружили, что одного лишь опыта недостаточно. Он действительно расширяет ресурсы команды, помогает выявить возможности и тесно связан с общей эффективностью команды, но для полноценного функционирования команде необходимы soft skills. Наше исследование показывает, что для выдающейся продуктивности (по оценкам сторонних венчурных инвесторов) необходимы предпринимательский энтузиазм и общее стратегическое видение.

Из стартапов, принявших участие в нашем исследовании, слабые показатели инновационности, удовлетворенности клиентов, контроля расходов и ожидаемого роста продаж продемонстрировали именно те команды, которые сообщали о наиболее богатом предыдущем опыте, но имели низкий уровень предпринимательского энтузиазма и стратегического видения. И наоборот, команды со средним уровнем предыдущего опыта, но с высоким уровнем энтузиазма и общим видением целей компании демонстрировали гораздо более высокие показатели эффективности.

Также мы обнаружили, что общий солидный опыт команды ведет к росту показателей эффективности только при условии, что участники команды разделяют стратегическое видение своей компании. Иными словами, если члены команды имеют разное представление о будущем компании, имеющиеся в их распоряжении знания и навыки практически не скажутся на эффективности команды.

Баланс звездной команды: hard и soft skills

Кажется, именно этот баланс между опытностью участников команды (hard skills) и их общим видением (soft skills) и определяет «звездность» команды. Если команда состоит из чрезвычайно опытных и умных участников, которые, тем не менее, не желают делиться своим опытом с коллегами, потому что не разделяют их взглядов, эти знания оказываются бесполезны для компании. Представим, что технический директор в стартапе имеет обширный опыт работы в сфере кибербезопасности, который может очень пригодиться в текущем проекте. Если технический директор не согласен с CEO в вопросах будущей стратегии развития компании, он, скорее всего, не будет делиться своими релевантными знаниями с командой.

Чтобы продемонстрировать, насколько важно оценивать команду по этому балансу между hard и soft skills, приведем в пример случай с венчурным инвестором Эммой (имена и названия изменены в целях анонимности). Недавно Эмма рассказала мне о потенциальной инвестиционной сделке со стокгольмской компанией, производящей ПО (назовем ее Clocker). Когда Эмма прочла об этой компании и получила информацию о ее деятельности, она пришла в восторг и захотела встретиться с командой. Стартап был интересен не только финансовыми показателями, но и весьма впечатляющим послужным списком его сотрудников.

CEO компании обладал богатым опытом в индустрии: долгие годы он занимался разработкой ПО и руководил продуктовым отделом в Salesforce. Финансовый директор был выпускником Гарварда, до Clocker он работал в Bain & Company, обладал мощными стратегическими и финансовыми навыками. Вице-президент по продажам был настоящим Гераклом в мире продаж и прежде работал в Microsoft. Еще один участник команды — серийный предприниматель с хорошим процентом успешных компаний (и некоторым процентом провалившихся). На бумаге эта команда производила просто блестящее впечатление. Казалось, у них есть все, чтобы отправиться в большое плавание и обеспечить высокую прибыльность инвестиций.

Какое же разочарование постигло Эмму в переговорной комнате после питча этой команды о стратегии развития Clocker! История не складывалась в одно целое. CEO сообщила Эмме, что одна из их целей — выход на американский рынок и конкуренция с Salesforce. Но технический директор явно не разделял таких амбиций. Он тут же отверг идеи CEO и обращал ее внимание на то, что компания для выхода на глобальные рынки слишком перегружена проектами. Стало очевидно, что у команды Clocker слишком разные взгляды на развитие компании. Кроме того, далеко не все из них испытывали энтузиазм: вице-президент по продажам до сих пор занимался сторонними сделками, а технический директор находился в поиске другой работы.

Спустя несколько недель Эмма снова поговорила с CEO и выяснила, что команда Clocker распалась. Из-за разного видения целей компании участникам не удалось построить эффективную коммуникацию, поделиться друг с другом своими знаниями, что и привело к снижению динамики развития и принятию неудачных решений.

Несмотря на то, что опыт участников команды довольно часто называют ключевым элементом для предпринимательской деятельности, результаты нашего исследования говорят об обратном: опыт сам по себе не ведет к успеху. И знания, и навыки, и энтузиазм в равной степени важны для успеха новой компании. Релевантный опыт приведет к высокой эффективности только тогда, когда члены команды делятся этим опытом и имеют общие представления о развитии компании.

Инвесторам при оценке команды стартапа следует помнить о том, что блестящее резюме не всегда приводит к блестящим результатам. Построение успешной стартап-команды — длинный и непростой путь. Без энтузиазма и общего стратегического видения даже самый звездный послужной список останется лишь листком бумаги.